«Сделано в Китае» – должно быть написано на Льве Святого Марка, символе Венеции, 3 фото и текст 229230 В Венеции, начиная с 828 года, хранились мощи святого Марка, которые, shutok.ru » Картинки » «Сделано в Китае» – должно быть написано на Льве Святого Марка, символе Венеции, 3 фото и текст
«Сделано в Китае» – должно быть написано на Льве Святого Марка, символе Венеции, 3 фото и текст
В Венеции, начиная с 828 года, хранились мощи святого Марка, которые, согласно историческим источникам, были тайно вывезены венецианскими купцами из занятой мусульманами Александрии. В итоге Святой Марк стал "покровителем города", а его символом считался лев. Почему? Дело в том, что Евангилие Марка начинается известной фразой «Глас вопиющего в пустыне», а кто будет издавать громкие звуки в пустыне? Конечно, разъяренный лев.
Бронзовая фигура крылатого Венецианского льва красуется на одной из двух гранитных колонн на центральной площади Венеции - Сан-Марко. Перед лапами льва лежит раскрытая книга, но её явно добавили позднее. Фигура зверя весит 3 тонны. Крылатый лев украшает флаг Венеции; «Золотой лев» Венецианского кинофестиваля – это тоже он!
По данным историков, колонны установили между 1172 и 1177 годами. А сама скульптура, полагали, начала свою жизнь как статуя крылатого льва-грифона на памятнике богу Сандону в Киликии (Малая Азия) около 300 г. до н. э. Спустя много веков её привезли в Венецию, переделали и «переосмыслили». В дальнейшем льва неоднократно ремонтировали.
Однако новое исследование дало неожиданный результат: согласно анализу изотопов свинца, медная руда, из которой выплавляли медь для производства скульптуры, добыта в шахтах в нижнем бассейне реки Янцзы на юго-востоке Китая.
С учетом этой информации исследователи присмотрелись к особенностям скульптуры и внезапно обнаружили у неё характерные признаки фигур чжэньмушоу - фантастических существ-хранителей могил, относящихся к эпохе династии Тан (618-906 гг нашей эры).
Такие статуи – одну с человеческим лицом и вторую с львиной мордой – помещали парами у входа в гробницу. Причем пишут, что свирепые стражи должны были не только охранять гробницу от проникновения извне, но и следить, чтобы дух покойника не попытался выбраться наружу.
У Венецианского льва типичные для чжэньмушоу широкие ноздри и усы, широко открытый рот с парой расставленных клыков в верхней челюсти и более узко расположенными клыками в нижней. Кроме того, исследователи обнаружили на голове льва следы от когда-то «ампутированных» рогов, - их удалили, поскольку льву рога не полагаются. Уши скульптуры тоже, по-видимому, подрезали и закруглили – изначально они были более длинными и заострёнными.
«Лев», вероятно, проделал свой путь на Запад по Шелковому пути через Индию и Афганистан, по которому во времена династии Тан шёл очень активный торговый поток. Но никаких исторических источников, сообщавших бы о прибытии скульптуры в Венецию, найти не удалось. А ведь фигура льва 4 метра в длину, и незаметно её вряд ли могли бы привезти… Если только не привезли по частям, как полагают исследователи. И действительно, анализ разных частей скульптуры показал, что они были отлиты отдельно, а потом статую неоднократно разбирали и снова собирали, как минимум 5-6 раз.
Площадь Сан-Марко в Венеции. Лев красуется на Восточной колонне
Марко Поло после своего возвращения из Китая в 1295 году описывает Венецианского льва, но к тому моменту скульптура не только уже была на вершине колонны, но и нуждалась в ремонте. Возможно, рассуждают историки, скульптуру привезли в Венецию отец и дядя Марко Поло - Николо и Маффео, которые между 1264 и 1266 годами посещали Пекин.
Стоит добавить, что спустя века, во время наполеоновской кампании французы увезли льва, чтобы установить в Париже, в фонтане на площади Инвалидов, при этом скульптура сильно пострадала. А когда после поражения Наполеона символ Венеции возвращали обратно, то умудрились уронить и разбить на 20 фрагментов. После ремонта в 1816 году многострадального льва водрузили обратно на колонну.
Будем надеяться, что больше лев уже не сбежит. Судя по расположению на фотографии, чудище смотрит на Восток. Скучает по исторической родине?