- Тяжело, однако, быть лётчиком истребителя. Но не только лишь в перегрузках, экстренных перехватах и напряжённых сопровождениях чужестранной авиации дело. От взлёта до посадки может пройти несколько часов, а если полёт предполагает дозаправку в воздухе, за штурвалом можно просидеть и половину суток.
За это время организм хотя бы раз да захочет отправить естественные потребности.
- И хорошо, если звоночек зазвенит, когда летательный аппарат ещё на ВПП. Можно последовать примеру американского лётчика и быстренько сбегать до клозета.
Шутка, на самом деле самолёт оказался неисправен, и на кадрах запечатлена эвакуация
- А если самолёт уже в воздухе, в 10 тысячах метров над землёй? И тут выход есть — санбачок. Проверенное временем средство, которое до сих пор активно эксплуатируется в ВКС.
Один минус: чтобы сделать свои дела, лётчику придётся опустить ручку управления самолётом, расстегнуть всю экипировку, достать самое дорогое (после Родины, конечно же), и потом повторить алгоритм в обратном порядке. Эффективно вести истребитель всё это время не получится.
- Но и указанную проблему отечественным авиаконструкторам удалось решить. Так, в самолётах Су-30, Су-35 и Су-57 появился вот такой необычный тумблер, подписанный как "ТУАЛЕТ".
Портативный унитаз при его переключении, конечно же не появляется. Всё гораздо проще, но немного специфично. Тумблер работает в паре со специальными трусами с приёмником жидкости ПЖ-1. Их особенность заключается в наличии шланга с перепускным клапаном — он соединён с бортовой системой ассенизации.
- Короче говоря, лётчик может в любой момент отправить естественные потребности без необходимости бросать управление. Затем при переключении того самого тумблера жидкость за счёт эжектора с горячим воздухом выбрасывается из временного резервуара за борт.
Неизвестно, как часто используются ПЖ-1 сейчас или используется ли лётчиками вообще. Если полёт не подразумевает длительного нахождения в воздухе, лишний элемент одежды может больше мешать, чем быть полезным.
- А всем, кого пугает этакий пылесос в пикантной зоне, добро пожаловать в дальнюю авиацию. Тут для экипажа ни много ни мало настоящие унитазы, почти как дома. Вот так, например, выглядит "гальюн" в бомбардировщике-ракетоносце Ту-95.