Чемпион
В девятом классе у нас появились новички: брат и сестра. Девочка была круглая отличница, а вот ее старший брат, Володя, страдал какой-то формой слабоумия, к тому же сильно заикался, и учителя ставили ему "тройки" из жалости и уважения к его отцу - учителю математики. Это был 1964 год, довольно большая сельская школа (около 800 учащихся); одноклассники часто его обижали, хотя настоящего буллинга у нас не было. Мне было его жалко и я часто защищал Володю от назойливых пацанов. Люди в его состоянии очень чувствительны к доброте и он следовал за мной как тень, что меня часто очень раздражало, но и прогнать его у меня не хватало решимости. Наши отцы стали друзьями и Володя часто приходил к нам домой. Мы с братом иногда играли в шахматы и Володя очень любил наблюдать за игрой, а при игре вслепую (игра не глядя на шахматную доску) он передвигал за нас шахматные фигуры.
Мы с братом обычно делили первое и второе места по шахматам в школьных олимпиадах, а в шестом классе я победил в районных соревнованиях, где участвовали чемпионы 15 школ. Мой папа даже купил мне книгу по шахматным дебютам, но дальше "Староиндийской защиты" я не продвинулся - я больше любил активные виды спорта: волейбол и гимнастику. Однажды, когда брата не было дома, Володя попросил меня сыграть с ним партию в шахматы. Играл он, конечно, слабо и я, чтобы от него отвязаться, подарил ему мою шахматную книгу.
Прошел год. Володю я видел намного реже, в основном в школе, я даже поинтересовался у его сестры, что с ним произошло и она рассказала, что любую свободную минуту он проводит за шахматной доской с моей книгой в руках.
В один прекрасный день, уже в выпускном десятом классе, я снова победил в шахматной олимпиаде и очень собой гордился, а тут ко мне приходит Володя с шахматной доской и говорит:
- Ну что, чемпион, давай сыграем пару партий?
Играл я быстро, почти как играют "блиц", Володя тоже над ходами долго не думал и через пять минут я был разбит в пух и прах!
- Ну ты и молодец,- воскликнул я,- давай еще!
Вторую партию я уже играл серьезно, но снова проиграл. Третью партию я играл так, словно это был чемпионат мира, но меня не оставляло ощущение беспомощности - так уверенно и безошибочно ходил Володя. Через час я сдался и понял, как позже спел Володин тёзка Высоцкий: "Капитан! Никогда ты не будешь майором!"
Комментарии 1