Мультиокулярная О
Где–то в 20–х — 30–х годах XV века одна из московских мастерских получила заказ на перепись Псалтыри. Обычное духоподъемное занятие, заодно и деньгу приносит. И вот, одному из переписчиков пришло в голову, что просто писать текст Псалмов — это скучно. Но поскольку в таком деле, как перепись канонического текста, разгуляться особенно негде, в своих художествах он был ограничен. Рисовать хвостики у букв чуть длиннее, чем положено, тильды чуть вычурнее — все это показалось ему неинтересным, и он решил выпендриться иначе.
Он нашел фразу "серафимы многоокие" (в старомосковском изводе церковно–славянского языка эта фраза писалась так: серафимимн҆огоочитїи҆) и понял, что чего–то ей не хватает. Собственно, очей и не хватало многоокому слову, и записал он его так, как показано на картинке.
Это — единственный за всю человеческую историю пример употребления данного символа.
На этом рассказ можно было бы и заканчивать, мало ли, кому что в голове взбредёт на работе. Но нет.
Псалтырная рукопись пролежала несколько столетий благополучно в архиве Троицко–Сергеевой Лавры до середины XIX века, пока ее там не обнаружил учёный Федор Буслаев. Он посвятил ей много часов исследований, и теперь историки называют ее "Буслаевской Псалтырью".
Среди прочих исследователей документа отметим бывшего Ректора Императорского Варшавского Университета Евфимия Карского, который незадолго до смерти, уже при советской власти изучал старые церковные архивы, в том числе и Буслаевскую Псалтырь.
И он офигел, когда увидел, как неизвестный переписчик написал слово "серафимимн҆огоочитїи҆". Такого символа он нигде больше не видел (его нигде больше, скорее всего, и нет), и задокументировал его в нотационном описании как "Кириллический глиф — мультиокулярная О".
И это можно было бы назвать концом истории, подумаешь, архивисты занудничают.
Далее начинается самое дикое.
Каким–то невероятным образом "Мультиокулярная О" оказалась в списке употребимых символов, на который опирались составители "Юникода" — стандарного набора кодирования, который позволяет отображать символы в качестве символов (а не картинок) в Интернете.
Грубо говоря, чтобы их можно было читать в тексте. И они включили "мультиокулярную О" в набор букв.
Итак, господа, прошу любить и жаловать — ꙮ. Именно из–за того, что она вошла в "Юникод", вы видите ее сейчас на своем экране телефона и компьютера.
Теперь весь мир может читать фразу серафимимн҆огоꙮ҆читїи҆ именно так, как задумал незнакомый с трипофобией креативный московский клерк в начале XV века.
Я думаю, он бы порадовался, если бы узнал, что его букву, которую он с такой любовью (толикой наглости и щепоткой безумства) выписывал в Псалтыри, увидят столько народу по всей планете.
Мягкая сила, как она есть.