Сложности навигации в тумане
Было начало навигации 1988г., мой "ТО-1515" шел в свой второй или
третий рейc. Так вот, все было как обычно, за исключение одного, за
бортом было сплошное "молоко", т.е. обычный туман, при котором с трудом
видны пальцы рук, если вытянуть руку прямо перед собой. Третий помощник
сидел за манипуляторами, неотрывно наблюдая в экран локатора и,
"перекладывая" насадки, удерживал судно на курсе…
Итак, я поднялся на мостик…
Капитан, привычно бросив взгляд на часы, сказал: ну что, Вовка, принимай
у третьего вахту и держи вдоль бережка… Я, привычно посмотрев на атлас и
на экран локатора, сел за манипуляторы и, понимая что за бортом "ловить
нечего", стал переводить взгляд с экрана локатора на аксиометры,
удерживая судно строго вдоль берега. Капитан с третьим, выпив по чашечке
чая, сказал: давай, Вовка, держи вдоль берега, а мы пока в машину
спустимся…
И вот я один, на мостике моего танкера в "полном тумане" в "верховьях"
Алдана, судно бросает как щепку, приходится "катать" насадки по полборта
право-лево, "удерживая" судно вдоль берега, через какое-то время я
начинаю понимать, что в какой-то момент необходимо будет изменять
направление движения, тем более что по карте после небольшого прямого
участка начинается "карусель" по перекатам и судовой ход начнет
извиваться как змея… я пытаюсь определиться более точно с местом
положения и моментом, когда необходимо будет уходить вправо (или влево,
точно не помню), время идет… капитана все нет и нет, у меня начинает
рубаха прилипать к спине, холодный пот скатывается по всему телу,
осознание того, что меня окружают скалы и одно мое неправильное движение
приведет к точной гибели судна, а возможно и спящего экипажа, приводит
меня в состояние… ну скажем так "значительного повышения адреналина в
крови", и вот в таком состоянии проходят минуты за минутами, время
"теряется", напряжение доходит до предела…
Капитан с третьим поднялись на мостик, спокойно подойдя к чайнику,
включили его, и в ожидании кипятка продолжали оживленно беседовать…
Чайник привычно зашумел, показывая, что кипяток практически готов…
Капитан как-то "вдруг" замолчал и глядя на меня спросил:
- Вовка, чай будешь? …
На что я смог выдавить из себя только одно:
- Буду! …
Капитан, опустошая вторую "чашечку" чая, посмотрел в мою сторону… и
вновь установилась тишина (в смысле пауза в разговоре)…
- Вовка, а ты что не пьешь, ведь остывает… - дошел до меня голос
капитана.
Что я мог ответить… они сибиряки… они на этих реках каждый камушек
знают… они могут "вслепую", в полном тумане, без всяких РЛС, любой
перекат, на "одной насадке" пройти (в смысле поставив одну насадку в ДП,
другой спокойно управлять), а я… всего две-три недели как к штурвалу
встал, кроме как по атласу и не представляю, что меня ждет за следующим
поворотом, и только по учебникам знаю, что такое свальные течения и
водовороты… да пятилетний сын капитана лучше меня судном управляет…
Можно, конечно, выбрав момент, подойти к столу, взять чашку чая и быстро
к рулям, но… ноги от перенапряжения не слушаются, да и руки вцепились в
манипуляторы мертвой хваткой.
Капитан переглянулся с третьим… только тут до них стало "доходить", что
что-то не так…
- Володь, так ты чай будешь или нет? - спросил уже третий.
- Да буду, буду, только подмените меня кто-нибудь… - выдавил я.
Капитан с третьим переглянулись, и…
- Володь, так мы же на ЯКОРЯХ стоим…
Разве я мог предположить, что в некоторых случаях приходится, встав на
якоря, работать главными, чтобы удержаться при сильном течении, чтобы
"держать" судно вдоль берега...