Заглянуть в глаза древних греков… возможно? 20 картинок и текст
Ведь не зря говорят, что глаза — зеркало души. Увы, когда мы хотим увидеть лица людей далекого прошлого, никакая реконструкция лиц по по черепу нам не поможет, ведь мы на них не видим главное — их глаза, а лишь восстановленные приблизительные черты лиц.
Так что же с древними греками? Понятно, что картин того времени за редким исключением (фрески, мозаики) практически не сохранилось, а те что есть далеки от того, чтобы мы могли на них сколько-нибудь детально рассмотреть глаза людей и богов, изображенных на них.
Но ведь в музеях есть многочисленные мраморные античные скульптуры, в том числе и признанные великими творениями искусства?
К сожалению, эти шедевры нам так же не помогут. Боги древней Греции, герои, бросившие вызов им, Гомер, Перикл, Александр Великий и другие — все они таращатся на нас белыми бельмами глаз.
Сверху слева направо — Аполлон Бельведерский, Венера Милосская, Диана Версальская, снизу — Александр Великий, Перикл, Гомер
- И если с Гомером все в порядке, он действительно слеп, и такой его образ лишь усиливает впечатление, то как же быть с остальными? Неужели древние греки не понимали, какое огромное значение имеют глаза для восприятия образа?
Конечно же, нет, все они прекрасно знали и умели.
Причин, по которым эти статуи сделаны таким образом, две, одну из них вы наверняка уже знаете: античные статуи изначально отнюдь не сияли первозданной белизной, а были искусно раскрашены, в том числе, разумеется, и их глаза.
Не буду приводить здесь их виртуальное восстановление (при желании вы можете их сами найти в сети), ведь это именно реконструкции, а не настоящие изображения. Стоит отметить, что греки предпочитали для раскраски статуй чистые яркие краски, практически без полутонов, что на современный взгляд выглядит несколько аляповато и нееестественно, но не стоит забывать, что краски на воздухе под солнцем довольно быстро тускнели, теряя свою яркость.
Вторая причина, для многих не столь очевидная, в том, что подавляющее большинство античных мраморных скульптур, дошедших до нас — это всего лишь римские копии знаменитых статуй, сотворенных великими греческими скульпторами.
В чем же их отличие? — спросите вы. А вот в чем, мрамор греки, без сомнения, использовали, но в основном не для скульптур героев и богов, а для отделки зданий — мраморные фризы, барьельефы, кариатиды и атланты.
Основным же материалом для сколько-нибудь значимых статуй служила бронза, материал куда более дорогой, долговечный и прочный, дающий больше свободы скульпторам. По той же причине (дороговизне материала) именно бронзовые статуи античности в подавляющем своем большинстве не дошли до на наших дней, их просто переплавили. Мраморные же для вандалов-мародеров-грабителей интереса не представляли, их чаще разбивали и бросали тут же.
Конечно, греки так же делали и статуи богов из мрамора, инкрустируя их слоновой костью, бронзой, золотом и серебром. На них вы могли увидеть настоящие золотые украшения, бронзовые шлемы, оружие и роскошные ткани. Как понимаете, шансов выжить у таких статуй до наших дней — нулевые. Но вот фрагменты от них вполне могли сохраниться.
Потому многие дошедшие до наших дней головы статуй зияют пустыми глазницами, мародеры просто выковыряли из них инкрустированные бронзой, серебром, слоновой костью и полудрагоценными камнями глаза...
Слвева направо: кулачный боец — победитель олимпиады, «боксер» из Квиранала, Зевс - И все же несмотря на бездну времени — более двух тысячелетий, на все действия вандалов и мародеров мы с вами сегодня все же заглянем в глаза древних греков и их богов.
Да, уникальные оригинальные бронзовые древнегреческие статуи сохранились — почти все они найдены в море, на местах кораблекрушений. Сохранились и единичные фрагменты мраморных статуй, которые смотрят на нас из глубины, нет даже не веков, а тысячелетий отделяющих их творцов от нас.
Мраморная копия статуи из золота и слоновой кости классического периода (V-IV вв. до н.э.). Она изображает богиню, вероятно, Афродиту. Подтеки под глазами — окислы медного сплава, из которого сделаны ресницы. Экспонат музея Акрополя, Афины, Греция.
- А это богиня Гигея ( богиня здоровья, да, слово гигиена произошло от ее имени), V-IV в. до н.э. Экспонат археологического музея древнего Фенеоса, Пелопоннес, Греция.
- У нее на правом глазу сохранились бронзовые ресницы.
- Дельфийский возничий, бронзовая статуя 478 до н. э., экспонат Дельфийского археологического музея. Удивительная сохранность! Радужка глаз выполена из оникса. Головная повязка инкустирована серебром, и, вероятно, была украшена драгоценными камнями. Ресницы и губы — из меди.
- Бронзовая статуя эфеба, датировка — около 340 г. до н.э., найденна в 1900 году у острова Антикитера вместе со знаменитым антикитерским механизмом.
- Бронзовая голова философа, найдена там же у острова Антикитера в 1901 году.
- Фрагмент бронзового портрета, датируемый I веком до н.э. Найден в озере Палестра на Делосе . Экспонат Национального археологического музея в Афинах.
- Пирейская Афина — бронзовая статуя IV века до нашей эры. Археологический музей Пирея, Афины, Греция.
Вот теперь вы можете сказать, что глядели в глаза древних греков и их богов…