ШутОк

Заглянуть в глаза древних греков… возможно? 20 картинок и текст

Ведь не зря говорят, что глаза — зеркало души. Увы, когда мы хотим увидеть лица людей далекого прошлого, никакая реконструкция лиц по по черепу нам не поможет, ведь мы на них не видим главное — их глаза, а лишь восстановленные приблизительные черты лиц.


Так что же с древними греками? Понятно, что картин того времени за редким исключением (фрески, мозаики) практически не сохранилось, а те что есть далеки от того, чтобы мы могли на них сколько-нибудь детально рассмотреть глаза людей и богов, изображенных на них.


Но ведь в музеях есть многочисленные мраморные античные скульптуры, в том числе и признанные великими творениями искусства?


К сожалению, эти шедевры нам так же не помогут. Боги древней Греции, герои, бросившие вызов им, Гомер, Перикл, Александр Великий и другие — все они таращатся на нас белыми бельмами глаз.



Сверху слева направо — Аполлон Бельведерский, Венера Милосская, Диана Версальская, снизу — Александр Великий, Перикл, Гомер

  1. И если с Гомером все в порядке, он действительно слеп, и такой его образ лишь усиливает впечатление, то как же быть с остальными? Неужели древние греки не понимали, какое огромное значение имеют глаза для восприятия образа?

    Конечно же, нет, все они прекрасно знали и умели.

    Причин, по которым эти статуи сделаны таким образом, две, одну из них вы наверняка уже знаете: античные статуи изначально отнюдь не сияли первозданной белизной, а были искусно раскрашены, в том числе, разумеется, и их глаза.

    Не буду приводить здесь их виртуальное восстановление (при желании вы можете их сами найти в сети), ведь это именно реконструкции, а не настоящие изображения. Стоит отметить, что греки предпочитали для раскраски статуй чистые яркие краски, практически без полутонов, что на современный взгляд выглядит несколько аляповато и нееестественно, но не стоит забывать, что краски на воздухе под солнцем довольно быстро тускнели, теряя свою яркость.

    Вторая причина, для многих не столь очевидная, в том, что подавляющее большинство античных мраморных скульптур, дошедших до нас — это всего лишь римские копии знаменитых статуй, сотворенных великими греческими скульпторами.

    В чем же их отличие? — спросите вы. А вот в чем, мрамор греки, без сомнения, использовали, но в основном не для скульптур героев и богов, а для отделки зданий — мраморные фризы, барьельефы, кариатиды и атланты.

    Основным же материалом для сколько-нибудь значимых статуй служила бронза, материал куда более дорогой, долговечный и прочный, дающий больше свободы скульпторам. По той же причине (дороговизне материала) именно бронзовые статуи античности в подавляющем своем большинстве не дошли до на наших дней, их просто переплавили. Мраморные же для вандалов-мародеров-грабителей интереса не представляли, их чаще разбивали и бросали тут же.

    Конечно, греки так же делали и статуи богов из мрамора, инкрустируя их слоновой костью, бронзой, золотом и серебром. На них вы могли увидеть настоящие золотые украшения, бронзовые шлемы, оружие и роскошные ткани. Как понимаете, шансов выжить у таких статуй до наших дней — нулевые. Но вот фрагменты от них вполне могли сохраниться.

    Потому многие дошедшие до наших дней головы статуй зияют пустыми глазницами, мародеры просто выковыряли из них инкрустированные бронзой, серебром, слоновой костью и полудрагоценными камнями глаза...

    Слвева направо: кулачный боец — победитель олимпиады, «боксер» из Квиранала, Зевс 
  2. И все же несмотря на бездну времени — более двух тысячелетий, на все действия вандалов и мародеров мы с вами сегодня все же заглянем в глаза древних греков и их богов.

    Да, уникальные оригинальные бронзовые древнегреческие статуи сохранились — почти все они найдены в море, на местах кораблекрушений. Сохранились и единичные фрагменты мраморных статуй, которые смотрят на нас из глубины, нет даже не веков, а тысячелетий отделяющих их творцов от нас.

    Мраморная копия статуи из золота и слоновой кости классического периода (V-IV вв. до н.э.). Она изображает богиню, вероятно, Афродиту. Подтеки под глазами — окислы медного сплава, из которого сделаны ресницы. Экспонат музея Акрополя, Афины, Греция.


  3. А это богиня Гигея ( богиня здоровья, да, слово гигиена произошло от ее имени), V-IV в. до н.э. Экспонат археологического музея древнего Фенеоса, Пелопоннес, Греция.
  4. У нее на правом глазу сохранились бронзовые ресницы.
  5. Дельфийский возничий, бронзовая статуя 478 до н. э., экспонат Дельфийского археологического музея. Удивительная сохранность! Радужка глаз выполена из оникса. Головная повязка инкустирована серебром, и, вероятно, была украшена драгоценными камнями. Ресницы и губы — из меди.


  6. Бронзовая статуя эфеба, датировка — около 340 г. до н.э., найденна в 1900 году у острова Антикитера вместе со знаменитым антикитерским механизмом.


  7. Бронзовая голова философа, найдена там же у острова Антикитера в 1901 году.


  8. Фрагмент бронзового портрета, датируемый I веком до н.э. Найден в озере Палестра на Делосе . Экспонат Национального археологического музея в Афинах.

  9. Пирейская Афина — бронзовая статуя IV века до нашей эры. Археологический музей Пирея, Афины, Греция.

Вот теперь вы можете сказать, что глядели в глаза древних греков и их богов…

Перейти на сайт