Сокровища забытых фараонов. Одно из самых невероятных открытий в истории в египтологии. Часть 2, 24 картинки и текст
- Сегодня наш разговор пойдет об открытии и исследовании нетронутой гробницы фараона XXI династии Псусеннеса I (годы правления 1039—993гг. до н.э.). Предыстория исследований вот тут,настоятельно рекомендую прочитать во избежание непонимания перипетий сюжета нашего рассказа. Ведь это практически увлекательный археологический детектив, который безусловно надо читать с начала, а не с середины.
Часть фото современных высокого качества (кликабельны), но в статье будет так же много черно-белых старых фото из газет, журналов, архивов неважного качества. Они мелкие, не слишком качественные, но это Zeitgeist — «дух времени» и менять их на красивые, но явно постановочные кадры не стал.
Вот перед нами чуть ниже схема гробницы Псусеннеса I. Однако, нам с вами следует помнить, что к началу 1940 года Пьер Монте исследовал только «прихожую», в которой нашли серебряный саркофаг фараона Шешонка II с останками его мумии с золотой маской и украшениями, а так же погребальную камеру принца Анехфенмута с пустым саркофагом (читайте об этом в первой части). О том, что в гробнице должны быть другие помещения Монте знал, но сколько их и как туда попасть оставалось на тот момент загадкой.
Как и главный вопрос: не опередили ли их еще в древности грабители гробниц?
Его осторожный оптимизм египтологи встретили весьма скептически. Он уже нашел нетронутое захоронение фараона – первое со времен открытия Тутанхамона, найти еще одно царское погребение в этой гробнице было бы невероятным везением!
Судьба распорядилась иначе, Пьеру Монте суждено найти здесь же еще два (!) нетронутых погребения царей древнего Египта. Вторая мировая война в Европе не только прервет дальнейшее исследование гробницы на шесть долгих лет, но и отвлечет внимание всего мира от этого одного из величайших открытий в истории египтологии.
На западной стене гробницы еще в 1939 году Пьер Монте заметил, как набухает и сочится влагой сырая штукатурка по прямоугольным контурам. Вот фотография того времени, справа «голова» серебряного соколиного саркофага Шешонка II. Прямо перед нами темные пятна сырой штукатурки на росписи. На ней изображен фараон, совершающий жертвоприношение богам загробного мира.После очистки штукатурки, были сняты тонкие известняковые плиты, за ними оказались массивная пробка из красного гранита. Вес пробки, как потом выяснилось, достигал шести тонн. Судя по тому, что ни крыша гробницы, перекрытая огромными блоками, ни сама гранитная пробка, закрывающая вход, не сдвигались со времени запечатывания входов, шансы найти нетронутую гробницу возросли. Хотя… оставался шанс, что грабители могли пробить ход сбоку или даже снизу.
Чтобы понять, что представляют из себя эта гранитная пробка, рассмотрим для примера вход в гробницу Осоркона II :Пробки забивались как клин, сужающейся частью вперед. Таким образом протолкнуть дальше вперед их было невозможно, а вытянуть назад, забитый вровень со стеной блок крайне сложно. Причем гранитный блок в гробнице Псусеннеса былкуда массивней и длиннее. Обойти их разрушив известняковые плиты не удалось бы, в случае же с Осорконом II грабители нашли, как вы уже знаете, более легкий способ проникнуть в гробницу.
Что же сделал Монте? Для начала он разобрал известняковые плиты вокруг гранитного блока и убедился, что за ним сплошные гранитные стены. Выхода было два: либо долбить гранит (неопределенно долго), либо все же попробовать вытащить сам блок. Пьер Монте выбрал второй вариант.
Пять дней ушло на то чтобы прочно закрепить тросы на гранитном блоке и установить лебедку. На шестой день 15 февраля 1940 года состоялась первая и сразу же удачная попытка сдвинуть блок. Основная трудность была именно сдвинуть блок, а дальше он поехал на удивление легко. Дело в том, что древние строители установили в двух канавках прочные бронзовые цилиндры диаметров 2 см и длиной 25 см, именно по ним как по каткам с помощью лебедки и откатили блок. Сама же «пробка» оказалась архитравом (поперечным блоком перекрытия колонн) храма Рамзеса II.- Стрелкой указано направление, в котором сдвигали гранитную пробку, закрывавшую вход в камеру
Настало время войти в камеру, покой которой не беспокоили три тысячи лет.
Погребальная камера оказалась полностью из красного гранита – по настоящему королевская гробница! Гранитные камеры использовались в древнем Египте исключительно для царских погребений и никаких более, всем остальным приходилось довольствоваться материалом попроще. Слишком прочный и твердый, а потому чрезвычайно затратный материал для обработки – лишь фараоны могли себе такое позволить. Ведь именно гранит мог защитить царскую мумии от посягательств и, следовательно, обеспечит вечное существование фараона в ином мире.
Однако, место для захоронения фараон выбрал крайне неудачное – по стенам камеры одна за другой стекали капли воды, воздух был перенасыщен влагой. Увы, в таком месте сохранность царской мумии обеспечить невозможно.
Узкая темная камера в дальней части была заполнена огромным саркофагом из красного гранита. Перед ним находился невысокий бронзовый жертвенный стол с драгоценной утварью, чуть ближе каменная плита, а перед ней множество предметов: золотая и серебряная посуда, сотни ушебти (слуги фараона, которые будут служить ему после смерти), четыре канопы (сосуды для хранения внутренностей мумии).
Причем в этом хаосе был явный порядок: и посуда, и ушебти, и канопы лежали и стояли так, как будто были упакованы в ящики – у куч были ровные прямоугольные края. Так оно и было, просто деревянные ящики полностью истлели за тысячелетия в этой влажной камере.
Фотография погребальной камеры Псусеннеса I (лучшего качества не нашел) и прорисовка данного помещения в отчетах экспедиции
А теперь рассмотрим эти предметы получше.
Бронзовые и фаянсовые ушебти фараона — его слуги в царстве мертвыхЗдесь и ниже фотографии из экспозиций Каирского египетского музея
Золотая посуда фараонаСеребряная чаша и золотой кубок, в центре – стенд в Каирском музее с погребальной посудой фараона Псусеннеса I
Канопы фараона Псусеннеса I,раскрашенный алебастр. Их всегда четыре по числу сыновей бога Горы. Каждая канопа изображает одного сына Гора: Хапи (павиан) – в этой канопе хранились легкие, Амсет (человек) – печень, Дуаматеф (вечно голодный шакал) – желудок, Квебехсенуф (сокол) – кишечник.
Из других вещей стоит упомянуть вот об этом. Это рисунок наконечников рогов боевого лука фараона Псусеннеса I. Так написано на картуше, видите звезду и птицу? По ним легко узнать имя нашего фараона, а вот второй картуш – некоего фараона Аменемнесу. О нем мало что известно, возможно, он некоторое время был соправителем Псусеннеса I.
Прорисовка находкиА теперь от золота и серебра перейдем куда как к более интригующему нас предмету – нераскрытому саркофагу из красного гранита.
Пьер Монте в погребальнойкамере осматривает крышку саркофагаСегодня крышка этого саркофага хранится отдельно в Каирском музее. Почему – об этом чуть позднее. Размеры саркофага впечатляют: высота вместе с крышкой 1 м 55 см, длина – 2 м 40 см, ширина – 1м 20 см.
На крышке саркофага лежит фараон в виде Осириса. Иcида и Нефтида изображены у его ног и изголовья. Фигурка маленькой богини защищает руками голову фараона.
Так почему же крышка выставлена отдельно?
Обратите внимание – она подсвечена изнутри и под ней находится зеркало. Посетители могут рассмотреть, что же находится на внутренней стороне крышки саркофага.
Великолепное по своей красоте изображение. Это Нут — древнеегипетская богиня звездного неба, мать Осириса, Исиды, Сета и Нефтиды.Мы привыкли, что в европейской традиции саркофаги королей, царей украшались лишь снаружи - для зрителей. Древние египтяне же создавали саркофаги именно для умерших, точнее для их жизни после смерти, а потому внутренняя отделка была не менее важна чем внешняя.
Богиня Нут на внутренней стороне крышки саркофагаНа самом деле это лишь внешний саркофаг фараона Псусеннеса I. По традиции для хранения царской мумии их должно было быть, минимум, три. Впрочем, забегая вперед, так оно и было.
Как выяснилось потом, Псусеннес I присвоил себе саркофаг фараона Мернептаха (сына Рамзеса II). Хотя камнетесы тщательно сбили старые картуши снаружи и поверх них набили новые, внутри их работа оказалась не столь аккуратной. Египтологи смогли прочитать имя фараона Мернептаха, одного из самых могущественных фараонов Нового Царства. Многотонный саркофаг был привезен из фиванского царского некрополя на расстояние почти 700 км! Впечатляет?
Но меня лично куда больше впечатляет, что это лишь третий (!) внутренний саркофаг Мернептаха, представьте себе – внешний саркофаг больше всей погребальной камеры Псусеннеса в ширину и высоту! Его размеры – 4 метра в длину, 2,3 метра в ширину и 2,5 метра в высоту.
Становится понятно, что даже великолепная гробница Пcусеннеса I лишь тень величия гробниц по настоящему могущественных фараонов Нового Царства.
Крышка внешнего саркофага Мернептаха. KV8 –Долина Царей. Фиванский некрополь.1 февраля крышку внешнего саркофага Псусеннеса подняли и сдвинули – под ней оказался черный саркофаг в виде мумии из темного отполированного гранодиорита.
Пьер Монте рассматривает второй саркофаг фараонаНа самом деле и этот саркофаг Псусеннес I позаимствовал из могилы сановника XIХ династии. Однако, на этот раз каменотесы поработали более усердно и имя бывшего владельца не сохранилось, но то что он не был фараоном достаточно очевидно: в руках нет скипетра – символа царской власти, на голове отсутствует царский урей.
Между вторым и первым саркофагом у стенок лежали истлевшие и почти полностью уничтоженные временем вещи. По крайней мере шесть украшенным золотом посохов, включая, возможно, царскую булаву. Более-менее точно удалось определить так же три бронзовых меча, лезвия которых оказались полностью разрушены. Сохранились лишь инкрустированные золотом ручки. Вот одна из них:Наконец, в присутствии египетского короля Фарука 28 февраля 1940 года был вскрыт черный внутренний саркофаг. Ожидаемо, там был третий саркофаг.На этот раз это был великолепный инкрустированный золотом серебряный саркофаг в виде мумии самого фараона.
Вот здесь никаких сомнений не было: этот саркофаг был создан для самого Псусеннеса I — тончайшая ювелирная работа.Некоторые бдительные читатели не без основания сразу зададутся вопросом – каким образом сохранился серебряный саркофаг в тех же условиях, где полностью разложилась даже практически вечная бронза?! Ведь серебро подвержено коррозии довольно сильно, уж точно не менее бронзы. Это объясняется достаточно просто – это не чистое серебро, а сплав серебра, золота и меди, называемый электрум, а он гораздо устойчивей к коррозии чем само серебро.
Вот тут кто-может снова перебить меня, неужели у фараона с золотом было так туго, что не хватило на саркофаг из чистого золота?
Ответ – да, многие золотые рудники стали недоступны для фараонов нижнего Египта ХХI династии, эпохи крушения великой империи Египта – Нового Царства, но это вовсе не та причина, по которой они предпочли себе делать саркофаги из серебра. Дело в том, что в древнем Египте серебро по цене приближалось к золоту (в соотношении 1 к 2, в отличии, например от Вавилонии, где цены на эти металлы были в соотношении 1 к 10), по той простой причине, что золото добывалось в самом Египте, а вот серебро приходилось везти издалека.
Древние египтяне называли золото «плотью богов», подразумевая его вечность и красоту, а серебро называли «костью богов». Кроме того, серебро менее ковкий и мягкий металл, то есть работа с ним требовала от ювелиров большего искусства. А значит саркофаг из серебра вовсе не попытка сэкономить, а наоборот – невероятная роскошь даже для царей Египта.
Безмятежный взгляд сквозь вечностьТри тысячелетия отделяют его от нас…
Необычный крупный план зато хорошо видны повреждения и следы коррозииЕще один нестандартный ракурс
Вскрытие серебряного саркофага планировалось провести позже в присутствии короля Египта. Но человек предполагает, а обстоятельства, увы, располагают...
C вами был сегодня ваш старый знакомый Лысый Камрад