ШутОк

Сокровища забытых фараонов. Одно из самых невероятных открытий в истории в египтологии, часть 3, 25 фото и текст

  1. Настоятельно рекомендую прочитать  первую  и вторуючасти  серии во избежание непонимания перипетий сюжета нашего рассказа. Ведь это практически увлекательный археологический детектив, который безусловно надо читать с начала, а не с середины книги.

    Вскрытие серебряного саркофага фараона планировалось провести позже в присутствии короля Египта. Впрочем, человек предполагает, а обстоятельства, увы, располагают...

  2. Для подготовки к представлению саркофаг решили заранее перенести на постамент, сооруженный здесь же в гробнице для удобства  единственного коронованного зрителя.  Первого марта 1940 года при попытке вынуть серебряный саркофаг из гранитного,  у него выпало дно. Таким образом все содержимое осталось лежать в черном гранитном саркофаге.


    Вот так фараон сам  решил явить себя свету, не дожидаясь  короля.  


    Пьер Монте у крышки серебряного саркофага фараона Псусеннеса               

  3. Первое, что бросилось в глаза – блеск золота, вся мумия, точнее то, что от нее осталось, была полностью покрыта листовым золотом.

    Золотое покрытие мумии фараона Псусеннеса I. Здесь и ниже фотографии ииз экспозиций Каирский египетского музея


  4. Маска фараона ПсусеннесаI. Черно-белое фото 1940 года

  5. Отдельно стоит остановиться на золотой погребальной маске мумии фараона. Это поистине одно из самых прекрасных произведений ювелирного искусства древнего Египта.


    Вечно юный и прекрасный фараон…


    Конечно, же данное изображение имеет весьма малое отношение к реальному облику царя – это лишь его идеализированный образ, таким он хотел предстать перед богами в загробном мире.
  6. Но все же сравните его маску с маской Тутанхамона – у царя Тута заметно более припухлое детское, а точнее женственное лицо.
  7. Маска Псусеннеса I сделана без использования полудрагоценных камней и гораздо менее массивна чем маска Тутанхамона. Она сделана из очень тонкого листового золота. Здесь хорошо видны вмятины на задней части маски.
  8. А пока просто еще две фотогафии золотой маски. Поверьте, она того стоит!
  9. Кстати, обратите внимание на щегольские «бакенбарды» у маски и «головы» серебряного саркофага.
  10. На самом деле это вовсе не бакенбарды, а шнур поддерживающий накладную бороду фараона. Смотрите ниже росписи с гробниц Нового Царства, там этот шнур хорошо виден (слева и по центру – Сети I), а вот реально небритый фараон выглядит иначе (справа – на остраконе, вероятно, он же – Сети I).
  11. Что же увидел Монте, сняв маску и золотые пластины?А вот что – смотрите ниже.От царской мумии остались лишь кости, но они были сплошь покрыты золотыми украшениями, амулетами, браслетами, кольцами…


    Фотография останков фараона Псусеннеса в каменном саркофаге
  12. Массивное золотое ожерелье фараона весом восемь килограмм. Золото, сердолик, лазурит. Такое носить постоянно – не позавидуешь, тяжела ноша фараонова!
  13. Деталь ожерелья - скрепляющая пластина: крылатый солнечный диск распростер свои крылья над картушами царя с его двумя именами. Картуши с двух сторон окружены изображениями двух сидящих божеств: справа от картуша находится бог Амон с двумя длинными перьями на голове. У него в руках жезл-крест Анкх (символ вечной жизни). Слева - богиня Мут. Она держит в руках тот же жезл-скипетр и на голове у нее двойная корона Верхнего и Нижнего Египта, а также царский урей на лбу.

    А вот чрезвычайно интересное ожерелье – массивные бусики «прощай молодость» из лазурита и золота.
  14. Чем же оно так интересно?


    А вот чем: видите ярко-синюю бусину? На ней клинописная надпись на ассирийском языке! Она гласит, что этот камень подарил своей старшей дочери великий советник ассирийского царя, дабы ей покровительствовали божества Энлиль и Нинлинь, и никто не должен приобретать его ни по воле богов, ни по царской воле.

    Каким образом бусина оказалось в ожерелье фараона более чем за тысячу километров от Ассирии – неизвестно.


    Четыре пекторали (нагрудных украшения) Псусеннеса I. Две последних очень похожи, но на самом деле они все же разные.
  15. Золотая пластина, закрывающая разрез на животе, через который бальзамировщики доставали внутренние органы. Считалась, что эта пластина с обращением к богам заживит рану фараона после смерти.
  16. На руках и ногах мумии пальцы были закрыты золотыми футлярами в виде… правильно, пальцев. Тутанхамон обошелся напальчниками без колец, но наш с вами фараон, видимо, большой франт .


    Золотые напльнички для пальцев руки и ног
  17. А это золотые шлепанцы мумии фараона ПсусеннесаI, разумеется он в них никогда и никуда не ходил.
  18. Ниже на фото тапки мумии одной из жен Тутмоса III(1479-1425 гг. до н.э.) , 18 династия, Новое Царство. Очень, кстати, похожий фасончик, включая рисунок на сандалиях. Даром что  с тех пор до Пусеннеса I прошло почти пять сотен лет. Сильны традиции в древнем Египте!


    «Прогресса нет. И хорошо, что нет». © И.Бродский
  19. Теперь золотые браслеты (они в основном парные).


    Первый, простенький такой, но основательный браслет, второй --  еще проще, третий уже покрасивее.


  20. Четвертый и следующие..
  21. А теперь переходим к кольцам: три кольца-печатки с Уаджетом (глазом бога Гора).
  22. Колец на самом деле много больше, но не стал размещать все фото.  Да и ограничение по фотов посте поджимает --  приходится ужиматься.


    Что-то мв забыли  про амулеты – поехали: сердечный амулет из синего лазурита и частично покрыт золотым листом. Его помещали в грудь мумии, замещая сердце, которое хранилось в отдельной канопе.

  23. Амулеты – золотые миниатюрные статуэтки богов Себека и Бастет.


    Это далеко не все драгоценности – я показал вам лишь малую их часть: только браслетов двадцать шесть: десять на правой руке и двенадцать на левой, два чуть ниже колен и два на лодыжках. Кроме того, более тридцати золотых цепей с нагрудными украшениям, шесть больших шейных ожерелий, шесть бус из драгоценных и полудрагоценных камней, более тридцати подвесок, а также множество других драгоценностей. Только на разбор драгоценностей фараона на его мумии ушло четыре дня.


    Первым останки Псусеннеса в 1940 году исследовал доктор Дугласом Дерри - профессор анатомии медицинского института Каирского университета, который раньше так же первым работал с мумией Тутанхамона, но это был скорее первичный поверхностный осмотр – до недавних пор останки Псусеннеса больше никто не беспокоил.


    Лишь в 2010 (через 70 лет!) было проведено более тщательное исследование останков фараона преемником Дерри профессор анатомии медицинского иснтитута Каирского университета доктором Фози Габалла.


    Фараон оказался достаточно развитым физически, но под конец жизни страдал рядом болезней, в том числе ревматизмом, нижняя часть позвоночника его практически срослась, кроме того, он пережил перелом позвоночника, скорей всего после падения на жесткую поверхность, но поскольку смещения не было, сломанный позвонок сросся и инвалидом фараон не стал. Умер он возрасте примерно 80 лет. Вероятной причиной смерти стал гнойный абсцесс в верхней челюсти. К старости фараон уже потерял большинство своих зубов, но воспаление под оставшимся у него коренным зубом оказалось очень запущенным, в процессе гниения было разрушено даже твердое небо во рту, к тому времени как зуб выпал или был вырван болезнь уже перешла в необратимую стадию.


    Всемогущий фараон умер из-за того, что ему просто во время не удалили зуб..


    Dr. Fawzy Gaballah, former head of anatomy at Cairo University,who re-opened the examination into Psussenes bones. Cairo, Egypt.
  24. Облик фараона восстанавливала Melissa Dring судебный эксперт (Великобритания, США).

    Ниже на фотографии – она за работой.
  25. Внешность реконструирована по черепу и костям. Один глаз на рисунке выше другого - это не фантазия художника, а особенность лица фараона.


    Знакомьтесь – фараон Псусеннес I собственной персоной.
    Итак, мы с вами, мои читатели, встретились наконец с фараоном Псусеннесом I и полюбовались его сокровищами, изучили его гробницу. Фараон долго и тщательно готовился к переходу в иной мир, ведь для древнего египтянина его земная жизнь лишь преддверие другой -- уже вечной жизни.


    Псусеннес I сделал что мог: создал неприступную гробницу - гранитный сейф, наполнил ее сокровищами, амулетами, молитвами, заклятиями призванными защитить его. Предстал ли он перед богами Египта в образе юного и прекрасного фараона, как и мечтал?


    Нет, сокровища и богатство, украденные саркофаги, гранитные блоки, молитвы жрецов и посмертные дары не сделали его особенным – дальше была лишь черная бездна небытия.


    Но все же благодаря этому фараону мы сегодня можем восхищаться работой безвестных мастеров и художников древнего Египта, и если на свете есть бессмертие – то оно создавалось именно их руками.


    Ну, а мы с вами вернемся пока в апрель 1940 года. Пьер Монте спешит закончить исследование захоронения Псусеннеса и планирует на этом окончание экспедиции в этом сезоне. Впереди возвращение на родину – во Францию.


    Материала для изучения и анализа уже более чем достаточно. В то время ощущение угрозы над Францией уже висит в воздухе, до генерального немецкого наступления остаются считанные недели.


    Но король Египта Фарук настаивает на продолжении и требует уже в этом месяце открыть еще одно помещение гробницы, запечатанное блоком красного гранита.


    С вами был сегодня ваш старый Лысый Камрад           

Перейти на сайт