ШутОк

Сокровища забытых фараонов. Одно из самых невероятных открытий в истории в египтологии. Часть 4⁠⁠, 21 фото и текст

Настоятельно рекомендую сначала прочитать первую,  вторую  и третью часть серии публикаций во избежание непонимания перипетий сюжета нашего рассказа. Ведь это увлекательный археологический детектив, который безусловно надо читать с начала, а не с конца книги.

  1. Итак, мы с вами остановились на том, что египетский король Фарук настоятельно требовал незамедлительно вскрыть и обследовать еще один ход, предположительно ведущий в помещение аналогичное погребальной камере Псусеннеса I. Пьер Монте, руководитель исследований царской гробницы, вынужден согласиться.
  2. Две золотые «погребальные маски» фараона Аменемопета, почему их две? Об этом и многом другом мы узнаем сегодня.


    Он не знал тогда, что на тот момент это будет единственно правильное решение. Ведь вернуться сюда он сможет не на следующий сезон, а через бесконечных шесть лет, лишь после конца второй мировой войны в 1946 году. К тому времени мародеры повторно вскроют камеру (в 1943 году) и вынесут оттуда часть погребального инвентаря, но самое ценное к тому времени уже будет в Каирском музее.

    Рабочие под командованием Пьера Монте вновь установили лебедку, блоки, закрепили тросы на гранитной пробке, закрывающей ход в камеру. 16 апреля 1940 года в присутствии короля Фарука пробку извлекли. Блок вышел сравнительно легко, так как оказался почти в двое легче блока, закрывающего вход в камеру Псусеннеса I.


    План гробницы, красным указателем обозначена погребальная камера фараона Аменемопета и направление вытаскивания пробки (подробней о том, как ее обнаружили и извлекали во второй части серии)


  3. Пьер Монте и король Египта вошли в гробницу – первые люди здесь за три тысячи лет.

    К сожалению, у меня лишь мутный кадр кинохроники того времени, но сейчас вы видите то, что увидел Монте в тот самый день — 16 апреля 1940 года. Передняя часть комнаты заставлена погребальной утварью, а конец комнаты, как и в камере Пусеннеса I занимал массивный каменный саркофаг*.


    Перед ним стоял небольшой серебряный жертвенный стол высотой всего 40 см. На нем находилось семь предметов - чаши, кувшины, блюда из серебра и золота. Перед столиком лежали сотни каменных и бронзовых ушебти, канопы и прочая утварь.


    Позже археологи с удивлением обнаружили, что многие предметы принадлежа эпохе Нового царства, за столетия до постройки гробницы. Так, например, огромная алебастровая ваза на снимке слева принадлежала фараону Сети I, жившему за два с половиной века до Псусеннеса I.


  4. Судя по надписям на стенах и росписям, гробница принадлежала царице Мутнеджмет жене фараона Псусеннеса I. Но прочитав надписи на ушебти и драгоценной погребальной утвари Монте обнаружил, что все они принадлежат вовсе не царице, а малоизвестному фараону Аменемопету, сыну Псусеннеса I. Он правил сразу после своего отца всего около десяти лет.

    И это удивительно, ведь именно его, как думали ранее, полностью разграбленную гробницу Монте обнаружил всего два месяца назад! Она находилась за пределами гробницы Псусеннеса I, совсем рядом с ней и выдолблена в огромном цельном блоке известняка. Внутри нее находился лишь пустой саркофаг.


    Схема гробницы NRT IV, находится у северо-западного угла гробницы NRT III (гробницы Псусеннеса I)

  5.  Вот ниже его фото. Крышка и сам саркофаг находятся в разных местах, но для вас разместил их фотографии вместе. Если вы присмотритесь, то увидите - цвет и фактура крышки и «ванны» не совпадают. Нижняя часть сделана из желтого кварцита, а верхняя - из красного (розового) гранита, причем крышка сделана из блока строения аж Древнего царства.


    Кто-то хмыкнет — фараон-нищеброд, даже саркофаг у него «конструктор», собран из разных частей. Разочарую вас, в этом ничего необычного нет: безусловно более искусно выполненный внешний каменный саркофаг Тутанхамона тоже "конструктор"! Удивительное совпадение — там тоже сама ванна из кварцита, а вверх — из гранита. Причем в спешке крайне грубо обработанная крышка треснула и трещину наскоро замазали "раствором", а чтобы разница в цвете верха и основной части, а так же трещина не бросались в глаза — крышку просто покрасили в желтый цвет, аналогичный цвету кварцита!


    Крышка и сам внешний саркофаг фараона Аменемопета из гробницы NRTIV (не в гробнице Псусеннеса I

  6. Фотографии золотых погребальных сосудов царя Аменемопета. Увы, сразу предупреждаю, количество фотографий сокровищ этого фараона в свободном доступе крайне мало, плюс они как правило низкого качества, за исключением фотографий масок, пары браслетов и ожерелья.

  7. Судя по надписям на ушебти и золотых сосудах в саркофаге должен находиться фараон Аменомопет, ведь царицу Мутнеджмет не могли отправить в другой мир без ушебти и необходимой для нее утвари. Но окончательно это должно стать ясным лишь после вскрытия саркофага.


    Поскольку Монте торопился, на этот раз открыть саркофаг решили буквально на следующий день после вскрытия камеры, то есть 17 апреля 1940 года, причем само собой вновь в присутствии его величества короля Фарука.


    Когда крышку сдвинули и заглянули внутрь, раздался вдох разочарования. Внутри не оказалось еще одного саркофага, никакого и каменного, ни серебряного. Лишь сам царь Аменемопет (точнее его останки - кости) покрытые большой смятой под собственной тяжестью "погребальной маской" из тонких золотых листов и множества украшений и амулетов.


    Золотые маски и украшения фараона Аменемопета в Каирском египетском музее

  8. Очень осторожно и аккуратно сняв "маску" с мумии Пьер Монте обнаружил другую маску - тоже смятую, но уже не так сильно.


    На самом деле почти сразу, осмотрев содержимое, он понял в чем дело. Разумеется тело, фараона положили во внешний каменный «ящик» в саркофаге. Но он был деревянным и полностью истлел, и то что, казалось зрителям «большой погребальной маской», являлось золотым покрытием "головы" антропоморфного саркофага царя.


    На фото стенда с сокровищами фараона вы, кстати, можете увидеть золотые «кисти рук» деревянного саркофага, сжимавшие царский жезл и скипетр.


    «Золотая маска» фараона - на деле покрытие антропоморфного саркофага, фото апрель 1940 года.

  9. А мы с вами пока рассмотрим «большую погребальную маску» поближе, после тщательного восстановления  ее археологами.


  10. Под другим освещением

  11. Вид сбоку, хорошо видны "бакенбарды", на самом деле это изображение шнура для крепления декоративной плетенной бороды фараона, но сама бородка не сохранилась.

  12. Царский урей «большой погребальной маски»

  13. Ниже мы видим настоящую золотую погребальную маску из тонких листов золота. Её наклеели на основу типа папье-маше, которая так же давно истлела. Качество исполнения маски и ее материал говорят о том, что у царя Аменемопета было куда меньше времени, возможности и богатства, чтобы подготовиться к жизни после смерти чем у его отца Псусеннеса I.

  14. Ниже будут фотографии драгоценности царя снятые с останков ее мумии, повторюсь их, к сожалению, мало. На немного фотографий, самих же драгоценностей хватало — ожерелья, пекторали, амулеты, браслеты, кольца, золотые напальчники и, конечно же, наши любимые замечательные золотые сандалии фараона.


    Кстати, "хвостатое" ожерелье фараона, подобное ожерелью его отца Псусеннеса I весило "всего" шесть килограмм против восьми килограмм у его папаши.


  15. Нагрудное украшение, браслеты и еще одно золотое ожерелье


  16. Еще золотые браслеты, они уже фигурировали в публикации про погребение Псусеннеса I. Приношу извинения, меня ввели заблуждение картуши с именем Псусеннеса, но нашли их именно на его сыне Аменемопете.


    Сынок явно "донашивал" вещи отца.


  17. Нагрудные украшения --  пекторали фараона

  18. Помещение погребальной камеры, где похоронили сын царя Псусеннеса, явным образом предназначалось для жены Псусеннеса I Мутнеджмет. Царь даже озаботился пробить отверстие между двумя камерами, чтобы их души могли общаться после смерти. Само отверстие строители закрыли штукатуркой при отделке погребальных камер.


    Почему сын  похоронен в могиле матери, и куда делись ее останки?


    Для начала, не факт, что Аменемопет сын царицы Мутнеджмет, возможно, она его мачеха. И именно поэтому царствующий фараон мог отказать ей в погребении рядом с отцом, но в этом случае странно, что не уничтожена роспись стен с ее именем и надписи на внешнем саркофаге.

    Второй вариант: его похоронили там как раз по воле его матери Мутнеджмет, которая была к тому времени еще жива, поскольку его личная гробница не была еще готова.


    Третий вариант: погребение фараона Аменомопета нашли разграбленным и в срочном порядке перенесли в другую гробницу.


    Этим можно объяснить относительную скудость инвентаря и драгоценностей по сравнению с отцом.


    Но каждая из этих версий имеет свои слабые места. Узнаем ли мы когда-нибудь точно настоящую причину?


    Если честно, то вряд ли.


    Исследования скелета фараона показали, что он был физически крепким мужчиной в возрасте около 50 лет с очень плохими зубами. Причиной смерти стал скорее всего менингит (воспаление оболочки мозга), следы которого остались даже на внутренней стороне черепа.


    А тем временем Пьер Монте спешит на родину, толком даже не закончив исследование гробницы. З мая 1940 года он перевозит самые ценные находки в Каирский музей, запечатывает ход в камеру и уезжает во Францию, в надежде вернуться сюда через год.


    Вернется он сюда лишь через пять долгих лет. Но он не знает, что его ждет еще одно пусть и последнее невероятное открытие здесь.  Гробница NRT III ** не спешит открывать все свои секреты и будет ждать своего первооткрывателя. Что значат жалких пять лет по сравнению с тремя тысячелетиями, что отделяют нас от этих фараонов?


    Сегодня вместе с Пьером Монте в гробнице царя Аменемопета в качестве экскурсовода выступил ваш старый знакомый Лысый Камрад

    Примечания:

    * изначально данный саркофаг принадлежал вельможе XIX династии, Новое царство;

    ** NRT --  сокращение от Царский Некрополь в Танисе, цифра за ним последовательность, в которой находили эти гробницы. гробница NRT III - Псусеннеса I - означает, что ее нашли третьей.                                       

Перейти на сайт