Зачем на Руси строили одноразовые суда и почему они назывались беляны, 7 фото и текст 178823 По мере развития технического прогресса на протяжении веков, появлялис shutok.ru » Картинки » Зачем на Руси строили одноразовые суда и почему они назывались беляны, 7 фото и текст
Зачем на Руси строили одноразовые суда и почему они назывались беляны, 7 фото и текст
По мере развития технического прогресса на протяжении веков, появлялись и исчезали интересные решения, многие из которых в изначальном или измененном виде дошли до наших дней, а некоторые канули в веках и для современников кажутся диковиной. Об одном таком объекте, огромных одноразовых судах-белянах, которые использовались на Руси на протяжении нескольких веков и пойдет речь.
Макет беляны (Саратовский областной музей краеведения) Гаранина Е.Н. Источник: ar.culture.ru
Одноразовые суда или, как их называли, «беляны» появились примерно в XVI—XVII вв.еке, а строились и использовались до начала XX-го (последний экземпляр был построен в 1939г). Основная задача таких судов состояла в транспортировке (сплаве) качественного леса из мест заготовки до территорий, где древесина из которой данные «корабли» построены, востребована как для наземного, так и для водного строительства. Даже, когда появился паровой судоходный транспорт, который поначалу в качестве топлива использовал древесину, беляны оказались востребованы в качестве источника дров.
По своей сути, беляны являлись огромными многоярусными плотами для лесосплава и по прибытии на место назначения, полностью разбирались на бревна и доски и продавались для строительства. Белянами они назывались от слова «белый», т.к. при их возведении использовался именно ценный чистый, очищенный от коры, но ничем не обработанный лес (например, бревна не смолились).
Территориально область строительства и применения таких судов в основном приходилась на Волгу (Верхнее Поволжье), Ветлугу (левый приток Волги) и Каму, в их верховьях как раз и проводилась массовая заготовка леса, который затем отправлялся во многие части нашей страны. Флагманом по строительству белян была Баковская судоверфь на реке Ветлуга. В определенные периоды времени общее количество таких судов доходило до 150 бортов в год.
Даже сегодня размеры белян поражают воображение. Длина такого судна могла достигать 100-120 метров при ширине до 30 метров и высоте борта 6м. Грузоподъемность белян варьировалась от 1500 у малых до почти 13 000 тыс. тонн у больших.
Заготовка леса для производства начиналась зимой и производилась естественно вручную артелями вахтовым методом, когда лесорубы уходили рубить лес на несколько месяцев. По весне, срубленные деревья постепенно по местным притокам постепенно сплавлялись в одно место, где уже сооружалась беляна. Строилась она несколько месяцев и обычно была готова к концу лета, началу осени.
Технология производства белян была достаточно сложной и со временем была отточена до мелочей, лес укладывался рядами и ярусами, в конструкции были предусмотрены специальные проходы для ремонта, а также вентиляции древесины. Общее количество использованных бревен могло составлять 500 штук на одно судно, причем для дна старались использовать еловые (как более прочные), а для бортов сосновые. Все элементы располагались относительно друг друга таким образом, чтобы конструкция была максимально жесткой и могла выдержать высокие нагрузки. В связи с тем, что металл в те времена был дорогой, для фиксации соединений элементов использовались только деревянные гвозди и шканты, которые забивались в специально сделанные углубления и под действием влаги расширялись, надежно скрепляя всю конструкцию.
Собранное судно дополнительно загружалось пиленными досками и бревнами, чтобы максимально использовать его возможности как транспортного средства. Груз крепился таким образом, чтобы не касаться бортов (вбивались специальные распорки), что обеспечивало нужную прочность судна. Обязательно делались проемы для доступа к днищу, постоянно приходилось откачивать постепенно поступающую забортную воду простейшими помпами, которых было около 10 штук. Укладка бревен, которые были грузом, предполагала их вывешивание за пределы бортов на несколько метров, что предъявляло особые требования к умению их правильной укладки, чтобы вся эта махина не перевернулась в процессе сплава. Ближе к корме устанавливали бревенчатые домики-казенки, где обитала команда беляны. Количество людей в команде, в зависимости от размера судна, в среднем составляло 30 человек, но могло достигать и 80 на особо крупных экземплярах. В центре располагалась резная избушка лоцмана, который проводил беляну по руслу реки. Эта избушка (как впрочем и казенки) потом продавалась целиком и использовалась в качестве дома на суше, поэтому к качеству ее изготовления подходили весьма ответственно.
Купцы, владельцы белян, часто соревновались между собой в размерах и оформлении белян, украшая их большими флагами и декоративными элементами. Естественно, никакими двигателями беляны не оснащались, сплав проходил вниз по течению реки, использовались паруса и (на ранних этапах) гребцы, а управлялось судно с помощью огромного деревянного руля и нескольких специальных групп якорей, которые в нужный момент для корректировки судна или остановки, опускались на дно. Беляны могли проходить от двух до трех с половиной тысяч километров. Обычно, такой «корабль» сопровождали несколько специальных лодок разных размеров, которые позволяли проверить маршрут перед беляной и доставить команду на берег. По прибытии в пункт разгрузки, беляна полностью разбиралась и продавалась, в ход шла не только древесина, но и скрепляющие канаты, пенька и прочие элементы конструкции. С развитием железнодорожного транспорта, актуальность строительства белян (которое было весьма затратным и сложным), пропала, т.к. транспортировка по «железке» стала дешевле, чем по воде их использование стало экономически невыгодно.
Комментарии 1