76 часов в подводном заточении. История спасения российского батискафа АС-28, 7 фото и текст 189975 Во время холодной войны Советский Союз построил тысячи километров прот shutok.ru » Картинки » 76 часов в подводном заточении. История спасения российского батискафа АС-28, 7 фото и текст
76 часов в подводном заточении. История спасения российского батискафа АС-28, 7 фото и текст
Во время холодной войны Советский Союз построил тысячи километров противолодочной обороны у берегов Камчатки. Эффективная система противолодочной обороны включает в себя создание системы гидроакустической аппаратуры для своевременного обнаружения подлодок противника. Такая система была установлена на дне у берегов Камчатки.
4 августа 2005 года с судна-носителя Георгий Козьмин был спущен батискаф АС-28 с семью моряками на борту. Команде предстояло заменить один из блоков гидроакустической аппаратуры, установленной на глубине около 190 метров. Штатное погружение и все необходимые работы должны были занять примерно 6 часов. Спасательное судно Георгий Козьмин Авария на дне
Через час после погружения экипаж сообщил об аварийной ситуации на борту. Батискаф зацепился за рыболовные сети. Все самостоятельны попытки освободиться привели к тому, что сети опутали винт лодки лишив её возможности подняться.
Помимо рыболовных сетей АС-28 зацепился за тросы удерживающие антенны. Если учесть, что антенны крепились ко дну 60-тонными якорями, то станет понятно, что это создавало существенное препятствие для спасения субмарины. Анонимный звонок на радиостанцию
На следующий день после аварии, 5 августа 2005 года, на радиостанцию «Радио-3» Петропавловска-Камчатский, поступил звонок от женщины. Не представляясь и ссылаясь на проговорившегося родственника из штаба группировки войск на Северо-Востоке, она сообщила о том, что на дне в бухте Березовая терпит бедствие военный батискаф. Через короткое время эта информация просочилась в московские СМИ и получила широкую огласку. Умолчать о ситуации было уже невозможно.
В это же время о нештатной ситуации сообщили военные. Командующий Тихоокеанским флотом адмирал Виктор Федоров сообщил, что к месту аварии отправлен отряд кораблей. О случившемся оповестили командование ВМС США, Японии и Великобритании.
Командование ВМФ России сообщило что с подлодкой установлена связь, а начальник пресс-службы Тихоокеанского флота Александр Косолапов просил не драматизировать, уверяя что ситуация находится под контролем. Но поскольку многие помнили трагедию с подлодкой Курск, то официальным лицам мало кто верил. Ситуация с кислородом на борту
Все понимали, что из-за ограниченного количества кислорода на борту, времени у экипажа не так много. В справочнике по кораблям ВМФ указано, что батискафы такого типа могут находиться под водой около 120 часов. Но это при условии если на борту находятся 3 члена экипажа.
Поскольку во время аварии на борту находилось 7 человек, то время автономности аппарата уменьшается в два раза минимум. Ситуацию нагнетали сообщения в СМИ, в которых каждый раз указывалось меньшее количество кислорода на борту.
Первые попытки спасения батискафа
Первыми на помощь пострадавшей субмарине пришли суда КИЛ-168 и Бирюса. КИЛ-168
Бирюса С помощью якорей этим судам удалось провести траление и протащить по дну АС-28 на расстояние нескольких десятков метров. Затем якорные лебедки лопнули. Тросы и глубоководные провода, которые крепились к антеннам и которые опутали субмарину, не позволяли дальше протянуть АС-28.
Сдвинуть 60-тонные якоря, которыми крепились подводные антенны, не удалось бы ни одному кораблю. Поскольку глубина, на которой в заточении оказалась субмарина АС-28, не позволяет работать глубоководным водолазам, то вариантов для спасения оставалось всё меньше.
К этому времени команда батискафа отключила все вспомогательные системы корабля ради экономии энергии и кислорода. Температура на борту АС-28 упала до 5 градусов по Цельсию. Надев теплую одежду команда ожидала результаты спасательной операции. Как потом рассказывали члены экипажа, они были готовы мысленно попрощаться друг с другом.
Предпринятые попытки сорвать тросы ни к чему не приводили. Один из адмиралов предложил использовать взрывчатку, чтобы оборвать тросы, но к реализации этой идеи так и не приступили.
Скорпион
Во избежание повторения истории с лодкой Курск, на самом высоком уровне было принято решение принять помощь от иностранцев. Сначала допуск получили американские и японские специалисты. Но только у британцев был самый современный и совершенный глубоководный спасательный аппарат «Скорпион», который мог перекусить удерживающие батискаф тросы.
В документальном фильме, посвященному этим событиям, описывается эпизод, как британский морской атташе Джон Холлуэй подготовил предложение об использовании «Скорпиона». По своим дипломатическим каналам он передал свое предложение Министерству Обороны РФ, после чего получил согласие на оказание помощи. «Скорпион» летел выручать российских подводников.
Несмотря на то, что британцы получили допуск к спасательной операции самыми последними, к месту событий они прибыли опередив американцев и японцев.
Добравшись в Петропавловск-Камчатский, британская команда столкнулась с проблемой нехватки необходимого оборудования для перемещения аппарата «Сокрпион». У России не оказалось современного оборудования для транспортировки.
— Всё что нам удалось раздобыть, это старый вилочный погрузчик, который казалось бы давно вышел из срока эксплуатации — вспоминал те события один из участников британской команды. — Но не было никакого другого способа разгрузить «Скорпион» без соответствующего оборудования.
На базе ВМФ британскую команду встретил капитан Дмитрий Подкапаев. Двумя неделями раньше Дмитрий Подкапаев присутствовал на совместных учениях в Италии, где своими глазами наблюдал работу спасательного аппарата «Скорпион».
КИЛ-27 7 августа 2005 года, судно КИЛ-27 доставило аппарат «Скорпион» в зону аварии подлодки АС-28. У подводников оставалось кислорода на 11 часов. Действовать нужно было быстро.
Спасение
Когда обессилившая команда почувствовала толчок «Скорпиона» в корпус батискафа, мысли о скором прощании друг с другом отступили. Оператор «Скорпиона» специально стукнул в борт лодки, чтобы находящиеся внутри люди знали о том, что снаружи их пытаются вытащить. Когда моряки смогли увидеть в телескоп свет от глубоководного аппарата «Скорпион» у всех появилась надежда.
Нужно было действовать быстро, но не забывать об осторожности, так как и сам «Скорпион» мог угодить в куски сети или зацепиться за трос. Если бы это произошло, о спасении команды можно было бы забыть.
Один за другим сковывающие тросы были перекушены режущими элементами «Скорпиона». Но через некоторое время аппарат просигнализировал о проблемах с уровнем масла и неисправности с одним из винтов. Нужно было поднимать «Скорпиона» на поверхность. Кислорода в субмарине оставалось на 7 часов.
На ремонт «Скорпиона» потребовалось 20 минут. После ремонта он снова погрузился в морскую пучину, чтобы закончить свою работу.
7 августа 2005 года, в 16:19 по местному времени субмарина АС-28 своими силами поднялась на поверхность. Всё члены команды самостоятельно смогли покинуть судно. Серьезная медицинская помощь никому не потребовалась.
Эта операция стала первым успешным применением глубоководного аппарата «Скорпион» в реальных условиях. После тех событий Россия приобрела у Великобритании один из таких аппаратов.