- Фраза про «галоши» многим набила оскомину, но когда попадается что-то уникальное и технологичное времён СССР, почему-то первой на ум приходит именно она. В этот раз я расскажу про уникальный корабль-самолёт гражданского назначения, мелкосерийный экраноплан Волга-2.
- Экраноплан Волга-2 техника очень редкая. Точное количество неизвестно, но как минимум две чудо-машины стоят на берегу Капчагайского речного порта. Про сам порт на канале уже был фоторепортаж, но в 2015 году я фотографировал ржавые, брошенные суда я даже не догадывался о том, что в одном из ангаров пылятся два чуда советской инженерной мысли…
Волга-2 детище конструкторов Р. Е. Алексеева и В. А. Дементьева и коллектива Нижегородского авиастроительного завода «Сокол».
- Экраноплан относится к классу речных судов на динамической воздушной подушке, концептуальная идея которых была предложена Ростиславом Алексеевым ещё в 60-е годы прошлого века. Разработку первого и сегодня единственного отечественного экраноплана для гражданских целей начали в «восьмидесятые», а первый полёт Волги-2 состоялся в 1986 году.
- В движение экраноплан приводился парой мощных, четырёхлопастных воздушных винтов, а в качестве силового агрегата использовался роторно-поршневой двигатель ВАЗ-4133. 120-сильные (по другим данным 150) двигатели использовали бензин Аи-92 и разгоняли Волгу-2 до 150 км/час.
К сожалению, к настоящему моменту один из экранопланов потерял свои силовые агрегаты, но соседний с ним экраноплан выглядит намного более комплектным.
Интересный факт: Волга-2 с первым серийным номером установлена во дворе Нижегородского технического университета им. Р.Е.Алексеева в качестве памятника.
- Особенность конструкции самолёта, так называемое, «напорное крыло», оно сконструировано таким образом, что образует куполообразную несущую платформу, где воздушная подушка образуется за счёт торможения воздушного потока нагнетателями воздуха перед крылом.
- Технические характеристики экраноплана подразумевали круглогодичную эксплуатацию на воде, льду и снегу. Что отлично подходило для акватории Капчагайского водохранилища, где заснеженные степи и скованные льдом берега сочетались зимой с открытой водой и участками слабого льда.
Интересный факт: в отличие от более крупных экранопланов для управления Волгой-2 не требуется специальной лётной подготовки, так как у него отсутствует руль высоты.
- К сожалению, истории именно этих двух экранопланов мне узнать не удалось.
- Краткие характеристики экраноплана Волга-2: