Брошенное хранилище крылатых ракет и дизельная 55-й отдельной бригады ракетных катеров, 197484 Сегодня мы расскажем про заброшенное хранилище крылатых ракет П-15М \& shutok.ru » Картинки » Брошенное хранилище крылатых ракет и дизельная 55-й отдельной бригады ракетных катеров,
Брошенное хранилище крылатых ракет и дизельная 55-й отдельной бригады ракетных катеров,
Сегодня мы расскажем про заброшенное хранилище крылатых ракет П-15М "Термит", совмещённое с большой защищённой дизель-генераторной электростанцией, построенное в гранитной горе за Полярным кругом Технической Ракетной Базе при отрезанной от цивилизации Военно-Морской Базе гарнизона "Гранитный", где дислоцировалась 55-я отдельная Печенгская Краснознамённая ордена Ушакова I степени бригада торпедных, а затем и ракетных катеров.
1 марта 1944 г. на Северном флоте была сформирована отдельная бригада торпедных катеров, местом постоянной дислокации которой была выбрана отрезанная от цивилизации и доступная только с воды бывшая рыбацкая фактория на берегу губы Долгая Западная. Так на месте рыбацких построек началось создание Военно-Морской Базы и военного гарнизона с названием Гранитный.
Во время ВОВ бригада активно вела боевые действия, за что была награждена орденом Красного Знамени и орденом Ушакова I степени, а также удостоена почётного наименования Печенгская, а десяток человек личного состава были удостоены званий Героев Советского Союза.
В то же время началось строительство внушительного объекта в недрах гранитной горы у одного из пирсов ВМБ, предназначенного для хранения и обслуживания торпед Технической Торпедной Базы, совмещённой с мощной дизель-генераторной электростанцией для питания стоящих у пирса военных кораблей.
В 1951 г. бригада вошла в состав 51-й дивизии торпедных катеров также с постоянным местом базирования в Гранитном, а в 1961 г. она была переформирована в 55-ю отдельную бригаду торпедных катеров.
С развитием ракетного вооружения и поступлением в бригаду новых первых в мире ракетных катеров проекта 183-Р "Кальмар", на вооружении которых стояли противокорабельные крылатые ракеты П-15, соединение вновь было переформировано, став 55-й отдельной бригадой ракетных катеров.
В то же время подземный комплекс ТТБ был перестроен и модернизирован под хранение крылатых ракет П-15, а затем и П-15М, став Технической Ракетной Базой.
В 1982 г. бригада была включена в состав Кольской флотилии разнородных сил, а с поступлением в её состав новых малых ракетных кораблей в 1987 г. она снова была переформирована и стала именоваться 55-й бригадой малых ракетных кораблей с сохранением всех регалий.
Ну а после распада союза в ходе сокращения армии и флота бригада была свёрнута до 108-го дивизиона МРК и в 1994 г. передислоцирована в г. Полярный, а территория военно-морской базы была заброшена.
Ну а теперь давайте посмотрим что осталось от хранилища на сегодняшний день.
У домика караула ржавеет красный бульдозер.
Вдали виднеются постройки гарнизона, о котором мы расскажем в отдельной статье
Мы подходим к первому порталу сооружения.
В который заходят рельсы узкоколейной железной дороги, по которой возили тележки с изделиями.
На въезде в портал установлена массивная защитная дверь, внутри которой залит бетон. Её вес составляет несколько тонн.
В гранитную гору уходит изгибающаяся потерна.
Узкоколейка утоплена в пол.
А у стены свалены старые таблички.
Подходная потерна приводит в разворотный зал.
В центре его раньше располагался поворотный круг для разворота тележек с изделиями, от которого расходились рельсы в два блока сооружения.
Вход в каждый блок был защищён ещё одной защитной дверью.
И сначала мы осмотрим блок самого хранилища.
Узкоколейка по длинному коридору уходит в темноту.
А вдоль коридора располагался ряд технических помещений и складов.
Сдвижные двери для экономии места внутри одного из них.
Далее мы проходим лёгкую гермодверь.
Проходим зал мастерских.
За ним располагался зал регламентных работ, где производилось обслуживание и подготовка изделий перед выдачей в монтажно-испытательный корпус на поверхности.
В конце блока располагался длинный зал самого хранилища, где хранились сначала торпеды, а затем и ракеты.
Вдоль всего зала под потолком проходил монорельс с электроталью для перегрузки изделий на тележки.
Возвращаемся назад.
У входа в блок есть лестница на второй этаж.
Поднимемся наверх.
В небольшом помещении второго этажа размещалась климатическая установка для поддержания необходимого температурно-влажностного режима в хранилище.
И фильтро-вентиляционная установка.
Спускаемся вниз.
И возвращаемся в разворотный зал ко входу во второй блок сооружения, где снова встречаем защитную дверь.
Вдаль уходит коридор с несколькими помещениями по бокам.
И замурованной строительной выработкой, которая после постройки объекта была забутована. Позже мы посмотрим на её портал снаружи.
В помещениях вдоль коридора располагались баки запаса топлива с насосной и пункт управления.
Мы подходим к повороту в блок самой дизель-генераторной электростанции.
Пожарный щит у поворота.
И снова коридор с рядом помещений вдоль него.
В них располагались мастерские.
Защищённая щитовая с аккумуляторной.
И компрессорная станция.
Далее следовал блок защищённой трансформаторной подстанции и главной щитовой.
Где сохранился такой большой облезший пульт.
В самом конце блока находился зал дизельной.
Где стояло три мощных дизель-генератора.
Правда от них остались лишь нижние части корпусов.
Да разбросанные вокруг кучки.
Под потолком для обслуживания дизелей были смонтированы три ручных тали.
А у входа в блок стоял сверлильный станок.
Возвращаемся в главный коридор блока.
У второго выхода располагалось ещё одно помещение.
С вентиляционной установкой.
Далее к выходу уходила ещё одна изгибающаяся подходная потерна.
С несколькими помещениями вентиляции и расширительных камер воздухозабора.
Потерна заканчивается ещё одно защитной дверью.
Так она выглядит снаружи в закрытом виде.
А следом стоит ещё одна такая же.
Портал же снаружи выглядит так.
А это средний замурованный строительный портал.
Рельсы узкоколейки выходили из порталов и направлялись в цех монтажно-испытательного корпуса.
Здесь на ракеты устанавливались боевые части и проводились другие регламентные работы перед выдачей на пирс.