Брошенное хранилище крылатых ракет и дизельная 55-й отдельной бригады ракетных катеров,
- Сегодня мы расскажем про заброшенное хранилище крылатых ракет П-15М "Термит", совмещённое с большой защищённой дизель-генераторной электростанцией, построенное в гранитной горе за Полярным кругом Технической Ракетной Базе при отрезанной от цивилизации Военно-Морской Базе гарнизона "Гранитный", где дислоцировалась 55-я отдельная Печенгская Краснознамённая ордена Ушакова I степени бригада торпедных, а затем и ракетных катеров.

- 1 марта 1944 г. на Северном флоте была сформирована отдельная бригада торпедных катеров, местом постоянной дислокации которой была выбрана отрезанная от цивилизации и доступная только с воды бывшая рыбацкая фактория на берегу губы Долгая Западная. Так на месте рыбацких построек началось создание Военно-Морской Базы и военного гарнизона с названием Гранитный.

- Во время ВОВ бригада активно вела боевые действия, за что была награждена орденом Красного Знамени и орденом Ушакова I степени, а также удостоена почётного наименования Печенгская, а десяток человек личного состава были удостоены званий Героев Советского Союза.
В то же время началось строительство внушительного объекта в недрах гранитной горы у одного из пирсов ВМБ, предназначенного для хранения и обслуживания торпед Технической Торпедной Базы, совмещённой с мощной дизель-генераторной электростанцией для питания стоящих у пирса военных кораблей.
- В 1951 г. бригада вошла в состав 51-й дивизии торпедных катеров также с постоянным местом базирования в Гранитном, а в 1961 г. она была переформирована в 55-ю отдельную бригаду торпедных катеров.
С развитием ракетного вооружения и поступлением в бригаду новых первых в мире ракетных катеров проекта 183-Р "Кальмар", на вооружении которых стояли противокорабельные крылатые ракеты П-15, соединение вновь было переформировано, став 55-й отдельной бригадой ракетных катеров.
В то же время подземный комплекс ТТБ был перестроен и модернизирован под хранение крылатых ракет П-15, а затем и П-15М, став Технической Ракетной Базой.
- В 1982 г. бригада была включена в состав Кольской флотилии разнородных сил, а с поступлением в её состав новых малых ракетных кораблей в 1987 г. она снова была переформирована и стала именоваться 55-й бригадой малых ракетных кораблей с сохранением всех регалий.
Ну а после распада союза в ходе сокращения армии и флота бригада была свёрнута до 108-го дивизиона МРК и в 1994 г. передислоцирована в г. Полярный, а территория военно-морской базы была заброшена.
Ну а теперь давайте посмотрим что осталось от хранилища на сегодняшний день.
- У домика караула ржавеет красный бульдозер.

- Вдали виднеются постройки гарнизона, о котором мы расскажем в отдельной статье

- Мы подходим к первому порталу сооружения.

- В который заходят рельсы узкоколейной железной дороги, по которой возили тележки с изделиями.

- На въезде в портал установлена массивная защитная дверь, внутри которой залит бетон. Её вес составляет несколько тонн.

- В гранитную гору уходит изгибающаяся потерна.

- Узкоколейка утоплена в пол.

- А у стены свалены старые таблички.

- Подходная потерна приводит в разворотный зал.


- В центре его раньше располагался поворотный круг для разворота тележек с изделиями, от которого расходились рельсы в два блока сооружения.


- Вход в каждый блок был защищён ещё одной защитной дверью.

- И сначала мы осмотрим блок самого хранилища.

- Узкоколейка по длинному коридору уходит в темноту.

- А вдоль коридора располагался ряд технических помещений и складов.

- Сдвижные двери для экономии места внутри одного из них.

- Далее мы проходим лёгкую гермодверь.

- Проходим зал мастерских.

- За ним располагался зал регламентных работ, где производилось обслуживание и подготовка изделий перед выдачей в монтажно-испытательный корпус на поверхности.


- В конце блока располагался длинный зал самого хранилища, где хранились сначала торпеды, а затем и ракеты.

- Вдоль всего зала под потолком проходил монорельс с электроталью для перегрузки изделий на тележки.

- Возвращаемся назад.

- У входа в блок есть лестница на второй этаж.

- Поднимемся наверх.

- В небольшом помещении второго этажа размещалась климатическая установка для поддержания необходимого температурно-влажностного режима в хранилище.

- И фильтро-вентиляционная установка.


- Спускаемся вниз.

- И возвращаемся в разворотный зал ко входу во второй блок сооружения, где снова встречаем защитную дверь.

- Вдаль уходит коридор с несколькими помещениями по бокам.


- И замурованной строительной выработкой, которая после постройки объекта была забутована. Позже мы посмотрим на её портал снаружи.


- В помещениях вдоль коридора располагались баки запаса топлива с насосной и пункт управления.


- Мы подходим к повороту в блок самой дизель-генераторной электростанции.

- Пожарный щит у поворота.

- И снова коридор с рядом помещений вдоль него.

- В них располагались мастерские.

- Защищённая щитовая с аккумуляторной.


- И компрессорная станция.

- Далее следовал блок защищённой трансформаторной подстанции и главной щитовой.

- Где сохранился такой большой облезший пульт.


- В самом конце блока находился зал дизельной.

- Где стояло три мощных дизель-генератора.

- Правда от них остались лишь нижние части корпусов.

- Да разбросанные вокруг кучки.

- Под потолком для обслуживания дизелей были смонтированы три ручных тали.

- А у входа в блок стоял сверлильный станок.


- Возвращаемся в главный коридор блока.


- У второго выхода располагалось ещё одно помещение.

- С вентиляционной установкой.


- Далее к выходу уходила ещё одна изгибающаяся подходная потерна.


- С несколькими помещениями вентиляции и расширительных камер воздухозабора.

- Потерна заканчивается ещё одно защитной дверью.

- Так она выглядит снаружи в закрытом виде.

- А следом стоит ещё одна такая же.


- Портал же снаружи выглядит так.


- А это средний замурованный строительный портал.

- Рельсы узкоколейки выходили из порталов и направлялись в цех монтажно-испытательного корпуса.

- Здесь на ракеты устанавливались боевые части и проводились другие регламентные работы перед выдачей на пирс.

- Ну и покидаем МИК через второй выезд.

😁
593 просмотра