ШутОк

Брошенное хранилище крылатых ракет и дизельная 55-й отдельной бригады ракетных катеров,

  1. Сегодня мы расскажем про заброшенное хранилище крылатых ракет П-15М "Термит", совмещённое с большой защищённой дизель-генераторной электростанцией, построенное в гранитной горе за Полярным кругом Технической Ракетной Базе при отрезанной от цивилизации Военно-Морской Базе гарнизона "Гранитный", где дислоцировалась 55-я отдельная Печенгская Краснознамённая ордена Ушакова I степени бригада торпедных, а затем и ракетных катеров. 
  2. 1 марта 1944 г. на Северном флоте была сформирована отдельная бригада торпедных катеров, местом постоянной дислокации которой была выбрана отрезанная от цивилизации и доступная только с воды бывшая рыбацкая фактория на берегу губы Долгая Западная. Так на месте рыбацких построек началось создание Военно-Морской Базы и военного гарнизона с названием Гранитный.
  3. Во время ВОВ бригада активно вела боевые действия, за что была награждена орденом Красного Знамени и орденом Ушакова I степени, а также удостоена почётного наименования Печенгская, а десяток человек личного состава были удостоены званий Героев Советского Союза.

    В то же время началось строительство внушительного объекта в недрах гранитной горы у одного из пирсов ВМБ, предназначенного для хранения и обслуживания торпед Технической Торпедной Базы, совмещённой с мощной дизель-генераторной электростанцией для питания стоящих у пирса военных кораблей.
  4. В 1951 г. бригада вошла в состав 51-й дивизии торпедных катеров также с постоянным местом базирования в Гранитном, а в 1961 г. она была переформирована в 55-ю отдельную бригаду торпедных катеров.

    С развитием ракетного вооружения и поступлением в бригаду новых первых в мире ракетных катеров проекта 183-Р "Кальмар", на вооружении которых стояли противокорабельные крылатые ракеты П-15, соединение вновь было переформировано, став 55-й отдельной бригадой ракетных катеров.

    В то же время подземный комплекс ТТБ был перестроен и модернизирован под хранение крылатых ракет П-15, а затем и П-15М, став Технической Ракетной Базой.
  5. В 1982 г. бригада была включена в состав Кольской флотилии разнородных сил, а с поступлением в её состав новых малых ракетных кораблей в 1987 г. она снова была переформирована и стала именоваться 55-й бригадой малых ракетных кораблей с сохранением всех регалий.

    Ну а после распада союза в ходе сокращения армии и флота бригада была свёрнута до 108-го дивизиона МРК и в 1994 г. передислоцирована в г. Полярный, а территория военно-морской базы была заброшена.

    Ну а теперь давайте посмотрим что осталось от хранилища на сегодняшний день.
  6. У домика караула ржавеет красный бульдозер.
  7. Вдали виднеются постройки гарнизона, о котором мы расскажем в отдельной статье
  8. Мы подходим к первому порталу сооружения.
  9. В который заходят рельсы узкоколейной железной дороги, по которой возили тележки с изделиями.
  10. На въезде в портал установлена массивная защитная дверь, внутри которой залит бетон. Её вес составляет несколько тонн.
  11. В гранитную гору уходит изгибающаяся потерна.
  12. Узкоколейка утоплена в пол.
  13. А у стены свалены старые таблички.
  14. Подходная потерна приводит в разворотный зал.

  15. В центре его раньше располагался поворотный круг для разворота тележек с изделиями, от которого расходились рельсы в два блока сооружения.

  16. Вход в каждый блок был защищён ещё одной защитной дверью.
  17. И сначала мы осмотрим блок самого хранилища.
  18. Узкоколейка по длинному коридору уходит в темноту.
  19. А вдоль коридора располагался ряд технических помещений и складов.
  20. Сдвижные двери для экономии места внутри одного из них.
  21. Далее мы проходим лёгкую гермодверь.
  22. Проходим зал мастерских.
  23. За ним располагался зал регламентных работ, где производилось обслуживание и подготовка изделий перед выдачей в монтажно-испытательный корпус на поверхности.

  24. В конце блока располагался длинный зал самого хранилища, где хранились сначала торпеды, а затем и ракеты.
  25. Вдоль всего зала под потолком проходил монорельс с электроталью для перегрузки изделий на тележки.
  26. Возвращаемся назад.
  27. У входа в блок есть лестница на второй этаж.
  28. Поднимемся наверх.
  29. В небольшом помещении второго этажа размещалась климатическая установка для поддержания необходимого температурно-влажностного режима в хранилище.
  30. И фильтро-вентиляционная установка.

  31. Спускаемся вниз.
  32. И возвращаемся в разворотный зал ко входу во второй блок сооружения, где снова встречаем защитную дверь.
  33. Вдаль уходит коридор с несколькими помещениями по бокам.

  34. И замурованной строительной выработкой, которая после постройки объекта была забутована. Позже мы посмотрим на её портал снаружи.

  35. В помещениях вдоль коридора располагались баки запаса топлива с насосной и пункт управления.

  36. Мы подходим к повороту в блок самой дизель-генераторной электростанции.
  37. Пожарный щит у поворота.
  38. И снова коридор с рядом помещений вдоль него.
  39. В них располагались мастерские.
  40. Защищённая щитовая с аккумуляторной.

  41. И компрессорная станция.
  42. Далее следовал блок защищённой трансформаторной подстанции и главной щитовой.
  43. Где сохранился такой большой облезший пульт.

  44. В самом конце блока находился зал дизельной.
  45. Где стояло три мощных дизель-генератора.
  46. Правда от них остались лишь нижние части корпусов.
  47. Да разбросанные вокруг кучки.
  48. Под потолком для обслуживания дизелей были смонтированы три ручных тали.
  49. А у входа в блок стоял сверлильный станок.

  50. Возвращаемся в главный коридор блока.

  51. У второго выхода располагалось ещё одно помещение.
  52. С вентиляционной установкой.

  53. Далее к выходу уходила ещё одна изгибающаяся подходная потерна.

  54. С несколькими помещениями вентиляции и расширительных камер воздухозабора.
  55. Потерна заканчивается ещё одно защитной дверью.
  56. Так она выглядит снаружи в закрытом виде.
  57. А следом стоит ещё одна такая же.

  58. Портал же снаружи выглядит так.

  59. А это средний замурованный строительный портал.
  60. Рельсы узкоколейки выходили из порталов и направлялись в цех монтажно-испытательного корпуса.
  61. Здесь на ракеты устанавливались боевые части и проводились другие регламентные работы перед выдачей на пирс.

  62. Ну и покидаем МИК через второй выезд.

Перейти на сайт