- Сегодня мы расскажем про заброшенное хранилище крылатых ракет П-15М "Термит", совмещённое с большой защищённой дизель-генераторной электростанцией, построенное в гранитной горе за Полярным кругом Технической Ракетной Базе при отрезанной от цивилизации Военно-Морской Базе гарнизона "Гранитный", где дислоцировалась 55-я отдельная Печенгская Краснознамённая ордена Ушакова I степени бригада торпедных, а затем и ракетных катеров.
- 1 марта 1944 г. на Северном флоте была сформирована отдельная бригада торпедных катеров, местом постоянной дислокации которой была выбрана отрезанная от цивилизации и доступная только с воды бывшая рыбацкая фактория на берегу губы Долгая Западная. Так на месте рыбацких построек началось создание Военно-Морской Базы и военного гарнизона с названием Гранитный.
- Во время ВОВ бригада активно вела боевые действия, за что была награждена орденом Красного Знамени и орденом Ушакова I степени, а также удостоена почётного наименования Печенгская, а десяток человек личного состава были удостоены званий Героев Советского Союза.
В то же время началось строительство внушительного объекта в недрах гранитной горы у одного из пирсов ВМБ, предназначенного для хранения и обслуживания торпед Технической Торпедной Базы, совмещённой с мощной дизель-генераторной электростанцией для питания стоящих у пирса военных кораблей.
- В 1951 г. бригада вошла в состав 51-й дивизии торпедных катеров также с постоянным местом базирования в Гранитном, а в 1961 г. она была переформирована в 55-ю отдельную бригаду торпедных катеров.
С развитием ракетного вооружения и поступлением в бригаду новых первых в мире ракетных катеров проекта 183-Р "Кальмар", на вооружении которых стояли противокорабельные крылатые ракеты П-15, соединение вновь было переформировано, став 55-й отдельной бригадой ракетных катеров.
В то же время подземный комплекс ТТБ был перестроен и модернизирован под хранение крылатых ракет П-15, а затем и П-15М, став Технической Ракетной Базой.
- В 1982 г. бригада была включена в состав Кольской флотилии разнородных сил, а с поступлением в её состав новых малых ракетных кораблей в 1987 г. она снова была переформирована и стала именоваться 55-й бригадой малых ракетных кораблей с сохранением всех регалий.
Ну а после распада союза в ходе сокращения армии и флота бригада была свёрнута до 108-го дивизиона МРК и в 1994 г. передислоцирована в г. Полярный, а территория военно-морской базы была заброшена.
Ну а теперь давайте посмотрим что осталось от хранилища на сегодняшний день.
- У домика караула ржавеет красный бульдозер.
- Вдали виднеются постройки гарнизона, о котором мы расскажем в отдельной статье
- Мы подходим к первому порталу сооружения.
- В который заходят рельсы узкоколейной железной дороги, по которой возили тележки с изделиями.
- На въезде в портал установлена массивная защитная дверь, внутри которой залит бетон. Её вес составляет несколько тонн.
- В гранитную гору уходит изгибающаяся потерна.
- Узкоколейка утоплена в пол.
- А у стены свалены старые таблички.
- Подходная потерна приводит в разворотный зал.
- В центре его раньше располагался поворотный круг для разворота тележек с изделиями, от которого расходились рельсы в два блока сооружения.
- Вход в каждый блок был защищён ещё одной защитной дверью.
- И сначала мы осмотрим блок самого хранилища.
- Узкоколейка по длинному коридору уходит в темноту.
- А вдоль коридора располагался ряд технических помещений и складов.
- Сдвижные двери для экономии места внутри одного из них.
- Далее мы проходим лёгкую гермодверь.
- Проходим зал мастерских.
- За ним располагался зал регламентных работ, где производилось обслуживание и подготовка изделий перед выдачей в монтажно-испытательный корпус на поверхности.
- В конце блока располагался длинный зал самого хранилища, где хранились сначала торпеды, а затем и ракеты.
- Вдоль всего зала под потолком проходил монорельс с электроталью для перегрузки изделий на тележки.
- Возвращаемся назад.
- У входа в блок есть лестница на второй этаж.
- Поднимемся наверх.
- В небольшом помещении второго этажа размещалась климатическая установка для поддержания необходимого температурно-влажностного режима в хранилище.
- И фильтро-вентиляционная установка.
- Спускаемся вниз.
- И возвращаемся в разворотный зал ко входу во второй блок сооружения, где снова встречаем защитную дверь.
- Вдаль уходит коридор с несколькими помещениями по бокам.
- И замурованной строительной выработкой, которая после постройки объекта была забутована. Позже мы посмотрим на её портал снаружи.
- В помещениях вдоль коридора располагались баки запаса топлива с насосной и пункт управления.
- Мы подходим к повороту в блок самой дизель-генераторной электростанции.
- Пожарный щит у поворота.
- И снова коридор с рядом помещений вдоль него.
- В них располагались мастерские.
- Защищённая щитовая с аккумуляторной.
- И компрессорная станция.
- Далее следовал блок защищённой трансформаторной подстанции и главной щитовой.
- Где сохранился такой большой облезший пульт.
- В самом конце блока находился зал дизельной.
- Где стояло три мощных дизель-генератора.
- Правда от них остались лишь нижние части корпусов.
- Да разбросанные вокруг кучки.
- Под потолком для обслуживания дизелей были смонтированы три ручных тали.
- А у входа в блок стоял сверлильный станок.
- Возвращаемся в главный коридор блока.
- У второго выхода располагалось ещё одно помещение.
- С вентиляционной установкой.
- Далее к выходу уходила ещё одна изгибающаяся подходная потерна.
- С несколькими помещениями вентиляции и расширительных камер воздухозабора.
- Потерна заканчивается ещё одно защитной дверью.
- Так она выглядит снаружи в закрытом виде.
- А следом стоит ещё одна такая же.
- Портал же снаружи выглядит так.
- А это средний замурованный строительный портал.
- Рельсы узкоколейки выходили из порталов и направлялись в цех монтажно-испытательного корпуса.
- Здесь на ракеты устанавливались боевые части и проводились другие регламентные работы перед выдачей на пирс.
- Ну и покидаем МИК через второй выезд.