Ядерный ракетный поезд РВСН: БЖРК "Молодец" или Поезд №0, 39 фото и текст 204748 Сегодня мы расскажем про знаменитый и когда-то наводивший ужас на любо shutok.ru » Картинки » Ядерный ракетный поезд РВСН: БЖРК "Молодец" или Поезд №0, 39 фото и текст
Ядерный ракетный поезд РВСН: БЖРК "Молодец" или Поезд №0, 39 фото и текст
Сегодня мы расскажем про знаменитый и когда-то наводивший ужас на любого потенциального противника Боевой Железнодорожный Ракетный Комплекс 15П961 "Молодец", получивший прозвище "Поезд №0", вооружённый межконтинентальными баллистическими ракетами РТ-23УТТХ, один из дивизионов которого сохранился в музее железных дорог России в Санкт-Петербурге.
Но прежде чем мы перейдём к фотографиям, давайте для начала окунёмся в историю создания этого ракетного комплекса:
Первые неудачи в США
Что интересно, первые работы над созданием стратегических ракетных комплексов подвижного железнодорожного базирования начались в начале 1960-х гг. вовсе не в СССР, а в США, после принятия на вооружение межконтинентальных баллистических ракет "Минитмен".
Так уже летом 1960 г. начались проработки предполагаемых маршрутов курсирования прототипов тяжёлых поездов между предполагаемыми точками для размещения основных мест базирования ракетных комплексов. Эта программа получила название "Большая Звезда" и продлилась вплоть до 1961 г., после чего был разработан первый проект такого "ядерного поезда", который должен был нести пять ракет "Минитмен".
В ВВС США, которым подчинялись их ядерные силы, предполагалось развернуть сразу 30 таких поездов со 150 ракетами, а первые из них должны были поступить на вооружение уже в 1962 г.
Но из за слишком высокой стоимости проекта и нерешённых сложностей в технических решениях, от проекта было решено отказаться уже в 1961 г., отдав предпочтение защищённым шахтным пусковым установкам. Тем не менее первые прототипы несущих железнодорожных платформ нашли своё применение в качестве ракетовозов для доставки ракет к позиционным районам ракет шахтного базирования. Иллюстрация с проектом американского вагона БЖРК, найденная в интернете на сайте Википедия.
Первые разработки в СССР
В СССР же идею о размещении ракет на практически неуязвимых железнодорожных ракетных комплексах оценили и 13 января 1969 г. вышло постановление Главного Командования "О создании подвижного боевого железнодорожного ракетного комплекса с ракетой РТ-23", предназначенного для ответного удара в случае поражения основных ракетных комплексов шахтного базирования.
Тогда под руководством двух главных конструкторов братьев Владимира и Алексея Уткиных началась разработка нового БЖРК. Академик В.Ф. Уткин был опытным специалистом по твердотопливным ракетам и в головном КБ "Южное" в УССР занимался проектными работами над ракетой-носителем, которые впоследствии производились только на Павлоградском механическом заводе ПО "Южмаш", а его брат академик А.Ф. Уткин занимался проектированием железнодорожных вагонов и пусковой установки ракетного комплекса, которые впоследствии производились на заводах АзовМаш в Мариуполе и Калининском вагонзаводом в Твери.
Работы над этим проектом требовали решения массы возникающих проблем и затянулись более чем на 10 лет, а в начале 1980-х гг. были произведены испытания первого варианта БЖРК с ракетой РТ-23, оснащённой моноблочной специальной боевой частью и комплекс был принят в опытную эксплуатацию. ТПК с ракетой РТ-23УТТХ и её надувной головной обтекатель.
Модернизация в СССР
По результатам испытаний в 1982 г. был разработан модернизированный проект БЖРК с усовершенствованными пусковыми установками для ракет с разделяемой боевой частью, который был одобрен и 9 августа 1983 г. вышло постановление ЦК КПСС и СМ СССР о разработке нового ракетного комплекса 15П961 БЖРК "Молодец" с новой ракетой 15Ж61 РТ-23УТТХ. Причём планировалось создание сразу трёх вариантов базирования: подвижных железнодорожного и грунтового, а также стационарного шахтного.
Новые БЖРК должны были иметь новейшую навигационную систему, перемещаться со скоростью до 120 км/ч, а их ЖДПУ иметь возможность пуска с любого участка маршрута, в том числе и на электрифицированных железных дорогах при помощи устройств Закорачивания и Отвода Контактной Сети.
С 1985 г. начались испытания новых ракетных комплексов, в ходе которых было совершено 18 выходов БЖРК на железные дороги СССР во всех возможных климатических условиях, которые с 27 февраля 1985 г. по 22 декабря 1987 г. произвели 32 пуска новых ракет РТ-23УТТХ с космодрома "Плесецк" научно-исследовательского испытательного полигона №53.
Также в 1988 г. на Семипалатинском полигоне были проведены испытания БЖРК на воздействие электромагнитного излучения "Сияние" и молниезащиту "Гроза". Принятие на вооружение в СССР
Хотя уже в октябре 1987 г. первый БЖРК "Молодец" заступил на боевое дежурство, но официально он был принят на вооружение лишь 28 ноября 1989 г., а к 1991 г. такие "ядерные поезда" были развёрнуты в 10-й гвардейской ракетной дивизии РВСН в Костромской области, 52-й ракетной дивизии РВСН в Пермском крае и 36-й ракетной дивизии РВСН в Красноярском крае. В каждой дивизии было сформировано по четыре ракетных полка, каждый из которых представлял собой один состав БЖРК с тремя дивизионами, а общее количество развёрнутых ракет составило 36 пусковых установок.
Уже будучи принятым на вооружение 27 февраля 1991 г. две пусковые установки и командный пункт БЖРК участвовали в испытаниях на воздействие ударной волны "Сдвиг" на НИИП-53. В ходе этих испытаний и одновременной утилизации вывезенных со складов Группы советских войск в Германии 100 000 мин ТМ-57 был произведён взрыв сопоставимый с мощностью 1 килотонны, на расстояниях от 450 до 850 м от которого располагались вагоны. Испытания также прошли успешно.
В зоне ответственности каждой ракетной дивизии в радиусе 1500 км совместными усилиями РВСН и МПС были проведены капитальные ремонтные работы на железных дорогах, в ходе которых укладывалось новое полотно на железобетонных шпалах, по маршруту патрулирования были смонтированы щиты пассивных датчиков хода БЖРК со специальным оборудованием, отвечавшим за навигацию и получением кодов запуска ракет. Реконструированы старые мосты и т.д. Устройство состава БЖРК
Состав БЖРК
Каждый ракетный полк БЖРК базировался на своей отдельной ракетной базе, а при выходе на маршрут патрулирования имел возможность разделяться на три самостоятельных дивизиона, в каждом из которых был свой набор необходимых для произведения пуска вагонов ЖДПУ, ЗОКС, КП и т.д.
Что интересно, для передвижения железнодорожных составов БЖРК на Ворошиловградском тепловозостроительном заводе в Луганске была создана специальная модификация тепловоза ДМ62, которых с 1982 по 1994 гг. было произведено 154 единицы.
В каждом составе их было в среднем по три штуки для возможности рассредоточения полка на дивизионы. За сутки они могли преодолевать расстояния до 1500 км и отличались от обычных М62 бесчелюстными тележками, регулируемыми путеочистителями, наличием системы многих единиц, служившей для управления с головной кабины другими локомотивами, расположенными в разных частях состава, смонтированной системой фильтро-вентиляции воздуха от радиоактивной пыли и т.д.
Срок эксплуатации этих локомотивов в РВСН составлял всего 3 года, после чего их передавали на железные дороги общего пользования, где они продолжали трудиться для мирных нужд после технического ремонта в депо.
В каждом ракетном полку было около 70 человек личного состава, большинство из которых имели офицерские звания. Даже к управлению локомотивами допускались только офицеры и прапорщики, которые чтобы не терять навыки регулярно прикомандировывались на работу в обычных гражданских поездах на тех же маршрутах следования. Фото прототипа американского вагона БЖРК, найденное в интернете на сайте Википедия.
Снова неудачи в США
К слову, в 1986 г. в США снова задумались о создании своих БЖРК "Миротворец" в количестве 25 составов, на которых планировали разместить 50 новых тяжёлых МБР LGM-118A "Страж Мира".
Был даже построен один прототип вагона, но уже в 1990 г. американцы вновь прекратили разработку своего железнодорожного ракетного комплекса, сославшись на отсутствие в его необходимости из за потеплений отношений, хотя вероятнее всего они так и не смогли решить ряд проблем, над которыми в СССР работали почти 15 лет.
Ну а единственный построенный опытный вагон передали в Национальный музей ВВС США на военной базе Райт-Паттерсон в штате Огайо. Договоры СНВ
Но к распаду Советского Союза отношения между СССР и США начали нормализоваться и между странами был подписан договор СНВ-1, по которому БЖРК было разрешено нести боевое дежурство не покидая своих постоянных мест базирования, что фактически поставило крест на всей задумке подвижного и практически неуязвимого "ядерного поезда", сделав эти составы стационарными ракетными полками.
А в 1993 г. был подписан договор СНВ-2, по которому Россия обязалась до 2003 г. снять с вооружения все БЖРК, что в принципе было логично, т.к. срок хранения этих ракет составлял всего 15 лет, а их производство осталось на вышедшей из состава СССР Украине, куда всем Советским Союзом на протяжении десятилетий вливались кучи средств и ракетных производств. Что, как оказалось, было большой ошибкой... Расформирование БЖРК
Так в 2002 г. были расформированы 36-я и 52-я ракетные дивизии, а в 2005 г. и 10 ракетная дивизия. Тогда на Брянском ремонтном заводе РВСН была создана специальная база утилизации, где с 2003 по 2007 гг. были утилизированы все БЖРК, кроме двух дивизионов, которые были направлены в музеи.
Один в Тольятти, о котором мы расскажем как-нибудь в другой раз, а второй в Санкт-Петербург, о котором речь идёт в этой статье. Что пришло на смену БЖРК в России
Также начиная с 2009 г. в РВСН неоднократно озвучивались планы по созданию новых БЖРК "Баргузин", работы над которыми официально были прекращены в 2017 г. в пользу более мощных и тяжёлых ракетных комплексов шахтного базирования РС-28 "Сармат", которые встали на вооружение в 2023 г.
Тем не менее на смену подвижным БЖРК в своё время пришли подвижные грунтовые ракетные комплексы "Тополь-М", затем "Ярс" в шахтном и подвижном исполнении, недавно принят на вооружение "Ярс-М", а с 2021 г. ведутся работы над созданием ракетного комплекса "Осина-РВ".
Конечно они не способны так быстро перемещаться на такие расстояния как БЖРК, но тем не менее это также крайне сложные цели для теперь уже не потенциального, а самого что ни на есть противника. Что существует сейчас из аналогов в мире
Кстати, недавно свои БЖРК, правда малой дальности, появились на вооружении КНДР, где 15 сентября 2021 г. они произвели два пуска баллистических ракет, которые пролетели около 800 км.
Ну а теперь перейдём к фото
Стандартный подвижной состав БЖРК был замаскирован под рефрижераторный поезд и включал в себя: три трёхвагонных пусковых модуля, состоящих из вагона ЖДПУ с МБР РТ-23УТТХ, вспомогательного вагона ЗОКС и вагона дивизионного КП каждый; вагонов основного командного модуля с солдатским и офицерским общежитием, столовой и КП полка; вагона-цистерны с запасами топлива; вагонов дизель-генераторов; вагона мастерской и двух-четырёх тепловозов ДМ-62.
За отвод в сторону контактной сети отвечали подъёмные устройства Закорачивания и Отвода Контактной Сети, расположенные в соседних вагонах у каждой ЖДПУ.
Пусковые модули имели по четыре двухосных тележки, а остальные вагоны по две двухосных тележки.
Пусковая установка 15П761 разработана на базе четырёх-тележечного восьмиосного вагона грузоподъемностью 135 тонн в Конструкторском Бюро Специального Машиностроения под руководством главного конструктора А. Ф. Уткина.
Он имел открывающуюся крышу с гидравлическими приводами.
Транспортно-Пусковой Контейнер ракеты оснащался системой термостатирования, а его подъём в вертикальное положение осуществляется пневматическим приводом.
Сама твердотопливная ракета 15Ж61 РТ-23УТТХ была трёхступенчатой, оснащённой ступенью разведения десяти боевых блоков индивидуального наведения мощностью около 0,5 мегатонн, а также оснащалась комплексом средств преодоления противоракетной обороны и могла доставлять СБЧ на расстояние до 11 000 км. Для уменьшения транспортных габаритов ракеты, её головной обтекатель был комбинированным и частично выдвигался.
Бортовая цифровая вычислительная машина системы управления была разработана под руководством главного конструктора В. А. Лапыгина в НПО АП и позволяла сохранять координаты целей даже при воздействии на ракету мощного электромагнитного импульса от ядерного взрыва.
Несмотря на то, что в железнодорожном варианте вес ракеты был уменьшен на полторы тонны, нагрузка на путь при миномётном старте ракеты из ТПК была настолько большой, что с двух сторон от ЖДПУ было необходимо размещение ещё двух вагонов, за которые в боевом положении зацеплялись специальные разгрузочные устройства, перераспределяющие часть веса на них. Их роль выполняли вагоны ЗОКС и КП.
Рядом с автосцепками на каждом вагоне имелись петли, видимо служившие для дополнительного усиления сцепки. Но это лишь наши додумки.
Между вагонов раньше проходило множество кабелей.
О которых теперь напоминают лишь кабельные держатели да множество соединительных разъёмов.
Двери в вагоны тоже непростые.
Здесь представлены лишь вагоны пускового модуля.
Тем не менее это всё равно уникальный музейный экспонат.
А напоследок ещё несколько свежих зимних фотографий.