ШутОк

Викинги у себя дома. Семья, любовь и секс⁠⁠, 4 фото и текст

  1. Семья

    Как у людей было везде и всегда , семья у скандинавов эпохи викингов являлась главным сообществом в жизни человека, а семейные связи были самыми важными. Более того, родственники часто вместе несли ответственность за проступки (например, выплачивали штраф) и вместе заботились о семейной чести, скажем, мстили за убитого родственника. Говоря вообще, для человека традиционного общества нет ничего дороже репутации его рода.

    Отношение к браку у скандинавов также не сильно отличалось от обще-средневекового (с поправкой на религиозный момент).Брак был союзом родов. Через брачные узы выстраивались хитросплетенные отношения, настоящая дипломатия в малом масштабе. Важнее это было в кругах знати, тем более королей, но и среди простолюдинов брак тщательно обдумывался.

    Tertiusfilius ©

    Брак

    Рагнар: Мадемуазель, разрешите вам впендюрить! Аслауг: сперва женись
  2. Брак был средством укрепления и расширения связей, способом поднять статус или закончить семейные распри.

    Для самих молодоженов брак был главным средством получить полноценный статус свободного независимого человека, а для женщин и единственный. Поэтому женились не только найдя подходящего партнера, но и ради признания общества. Женившись, мужчина получал право отделиться от отцовского хозяйства. Мужчины могли довольно долго оставаться холостяками (правда, все равно, рано или поздно вступая в брак), а вот о взрослых незамужних женщинах в источниках вообще ничего не говорится.

    Так как брак был делом слишком важным, чтобы учитывать интересы только жениха с невестой, родители и родичи весьма тщательно подбирали брачного партнера. Но не стоит представлять обычную страшилку, как родители выдают замуж (или женят) против воли за незнакомого человека. Если будущие брачующиеся были действительно незнакомыми, то это обязательно исправляли перед браком. Также известны всякие мероприятия, посиделки и праздники, где бы молодежь могла присмотреться друг к другу. Родители интересовались мнением детей перед подбором партнера. В источниках неоднократно сообщается, что девушка могла отказать жениху. Также есть эпизоды, когда насильственные браки приводили к несчастью, то есть такое не одобрялось.

    Родителями принимались во внимание прежде всего репутация и богатство партнера, но учитывались и взаимные чувства приязни и неприязни молодых людей. Однако о браке по любви речи не шло. Наоборот, такой брак осуждался как безрассудный. Это, правда, показывает, что такое бывало.

    Если в сагах восхваляется любовь, то только любовь-дружба, возникшая в браке. Любовь-страсть считается вредной.

    Однако все это касается только молодых людей. Зрелые мужчины выбирали жену самостоятельно. Вдовы, если у них умер отец, тоже. Девушки 20+ могли выйти замуж против воли родителей, если те дважды уже отказывали женихам.

    За законную жену следовало заплатить выкуп, она сама приносила приданое, а утром после брачной ночи муж должен был сделать молодой подарок. Первой и третьей суммой супруга распоряжалась, а приданое муж должен был вернуть в случае развода.

    Жена сохраняла свое имя и отчество и никогда не прерывала связь с родными. Она могла пожаловаться им, если муж ее обижал, а в случае распри мужа и ее родных могла выбрать, на чью сторону встать.

    Были ли браки у скандинавов моногамными, остается до сих пор спорным вопросом. В литературе можно встретить противоположные утверждения. Свидетельств о многоженстве в источниках много. И арабы, и европейские хронисты, такие, как Адам Бременский утверждают, что у викингов обычай многоженства был распространённым. В юридических документах также говорится о нескольких женах. В Исландии обычай многоженства сохранился и после принятия христианства. Известно об одном законоговорителе (ходячий Консультант Плюс), который был женат одновременно на женщине и ее дочери. Папа Римский постоянно строчил гневные послания исландскому духовенству по поводу многоженства, в том числе и среди духовенства. Два исландских епископа были канонизированы, в том числе, и потому что среди немногих соблюдали целибат (безбрачие).

    В любом случае, все исследователи не отрицают, что кроме законной жены у мужчин часто были секс-рабыни и постоянные наложницы. Жили они с ними совершенно открыто, обществом это не порицалось.

    Развод был обычным и нетрудным делом. Инициатором мог быть как мужчина, так и женщина. Надо было просто сказать перед свидетелями о желании развода и назвать причину. В сагах фигурируют такие причины со стороны женщин, как побои, импотенция, бедность мужа, дружелюбие мужа к убийце брата жены и даже недовольство мужа изменой супруги.

    Женщины

    Общество викингов было патриархальным, миром мужчин. Роли были четко распределены. Мир за пределами усадьбы, торговля, набеги и политика был мужским. Женщине доставались дом и дети. Однако скандинавы никогда не обесценивали труд женщин. Домашнее хозяйство было жизненно важным и у себя дома женщина была хозяйкой. Это подчеркивалось символически. На утро после брачной ночи муж отдавал жене ключи от всех служб и кладовок, и они теперь становились в ее власти. Также женщина командовала рабами и работниками, если они были, конечно. Умение вести хозяйство очень почиталось. Известен рунический камень 11 века, поставленный в честь некоей Одиндисы (необычное имя, от бога Одина и духа-дисы). Там написано: “Не будет в Хассмире лучшей хозяйки дома, лучшей хранительницы порядка в усадьбе”.
  3. Также женщины играли главную роль в проведении разных обрядов. В обществе, проникнутом верой в сверхъестественное, это давало немалую общественную власть.

    При необходимости женщины могли брать на себя мужские обязанности. Вдова, если ее сыновья еще не выросли, становилась главой семьи. Также при отсутствии находящихся в отъезде мужчин женщины могли выступать в суде и заключать сделки.

    Как правило, женщина носила статус мужа. Она могла унаследовать его власть, как вдова ирландского ярла Ауд Мудрая, которая организовала переселение своей семьи и дружинников в Исландию.

    Дружба

    Не менее важной, чем родственные связи, была дружба. В опасном мире средневековых скандинавов дружба была жизненно важной. Ключевым элементом дружбы было взаимное заступничество на суде, против врагов, на войне и где бы то ни было. Это касалось прежде всего мужчин, но и женщины тоже опирались на подруг.

    Я не случайно упомянул дружбу в контексте родственных отношений, потому что у викингов родственники и друзья находились примерно в одном поле. Периодически это подчеркивалось обрядом братания. Побратимство устанавливало между людьми такие же связи, как и родственные.

    В “Саге о Гисли это описывается так. Четверо будущих побратимов пошло на берег моря. Там они сделали из дерна подобие ворот и прошли под ними. Затем они пустили себе кровь, смешали ее с землей и поклялись друг перед другом быть братьями.

    Дети

    Всех новорожденных, законных и незаконных, сначала подносили отцу. Если он считал, что младенец слабый или уродливый, то мог приказать его выбросить. В голодный год выбрасывали или убивали и здоровых детей. Но если отец все же оставлял ребенка в живых, его обрызгивали водой, а затем давали имя.

    У мужчин, которые имели наложниц, рождалось много детей. Сын рабыни оставался рабом, если его статус не повышался отцом. Сын от свободной наложницы имел некоторые права на наследство.

    Но отец мог признать незаконного сына, и он уравнивался в правах с родными. Кое-где для этого мальчика усаживали на колено и публично заявляли о признании, а кое-где устраивали красочную церемонию, в которой посреди зала ставился специально сделанный сапог, в который наступал мальчик, а затем все остальные члены семьи.

    Детей воспитывали дома, однако был популярен обычай, когда ребенок часть времени проводил в чужой семье. Там он считался приемным и получал все соответствующие права и обязанности. Так, видимо, устанавливались новые связи как для родителей ребенка, так и для него самого.

    Какого-то специального образования в скандинавских семьях не давали. Дети обучались необходимым навыкам в играх и проводя время со взрослыми. Военному делу обучались друг с другом и со взрослыми. Взрослые и дети и соревновались в боевых навыках и прочих прикладных умениях, таких, как прыжки и плавание.

    Дети должны были работать, не покладая рук. Тех, кто вместо работы сидел у очага, презрительно называли “запечниками”, или “жевателями” углей. В юношах поощряли смелость, и если мальчик был дерзким и драчливым, то это одобряли.

    В двенадцать лет мальчик считался взрослым. Как правило, он еще несколько лет не принимал участие в походах, но далеко не всегда это соблюдалось.

    Любовь и секс

    Любовные связи не ограничивались семьей и наложницами. Много было и неформальных, причем с обоих сторон. Судя по сагам, к женской неверности относились довольно снисходительно. Арабские источники описывают поведение скандинавских женщин как очень вольное. С другой стороны, “согласно судебнику Грагас, любой мужчина, заставший другого мужчину в постели со своей женой, дочерью, матерью, сестрой, приемной дочерью или приемной матерью, имел право убить его, независимо от того, произошло ли в действительности соитие” (Н. Прайс)

    Взаимного влечения для секса часто было достаточно. В скандинавской магии было много любовных заклятий, приворотов и отворотов. Были заклинания, которые вызывали импотенцию или делали мужской орган слишком большим для секса.

    В сагах секс обозначается как “страстные объятья”, но были и более грубые слова и эвфемизмы, “serрa” и “streрa” (поиметь, трахнуть), “елозить по животу”.

    На одном из оркнейских островов находится огромная неолитическая гробница Мейсхау. В ней много камер и коридоров. Викинги разграбили ее после заселения Оркней и приспособили для своих нужд. А именно, устроили местом для любовных свиданий. Туда было достаточно принести одеяло и светильник, устроиться в какой-нибудь нише и, к делу!

    Вход в Мейсхау

  4. В этой гробнице самое большое собрание рунических надписей, в том числе и таких:

    “Ингибьорг, прекрасная вдова.

    Многие женщины прошли здесь, наклоняясь. Великолепное зрелище. [подпись] Эрлингр

    Ингигерд… секс [?]… Самая красивая… [обрывочный текст рядом с нацарапанным изображением пускающей слюни собаки]

    Торни отдалась. Хельги вырезал [руны]”


    При всем при этом, в изобразительном искусстве викингов эротика попадается очень нечасто. Рунический камень из Онслунды в Уппланде и бронзовая фигурке из кургана в Раллинге это немногие исключения.
    Вне нормы

    Изнасилование, даже супружеское, строго каралось. Последнее могло быть для женщины основанием для развода. Наказание за изнасилование варьировалось в зависимости от статуса жертвы. Строже всего, до смертной казни, наказывалось изнасилование знатной женщины.

    Трансвестизм (переодевание в одежду противоположного пола) строго порицался, но встречался.

    Общество викингов было крайне гомофобно. Пассивный гомосексуалист назывался ragr. В переносном смысле это означало худшее, что может быть в мужчине - немужественность, трусость, отсутствие чести. Скандинавы считали, что поддавшийся в постели мужчине будет поддаваться и в других делах, то есть потеряет мужскую независимость.

    Обвинение в гомосексуализме было максимально тяжким. Немужественность это любимая тема в нидах, специальных оскорблениях. Ниды считались тяжким преступлением, за них можно было убить. В нидах мужчину называли кобылой, сукой, ему приписывали рождение детей. Были еще изобразительные ниды.

    В “Саге о Гисли” описывается, как нехороший человек по имени Скегги решил отобрать невесту по имени Тордис у некоего Колбьерна. Тот позвал на помощь ее брата, Гисли. Тот согласился сразиться за Колбьерна на поединке.

    Когда Скегги с людьми ждали Гисли и Колбьерна, те долго не являлись. Тогда Скегги сказал своему плотнику: «Вырежи две деревянных статуи Колбьёрна и Гисли в полный рост. Установи их одну за другой, так, чтобы один проникал в другого. И пусть этот памятник их сраму (nith) останется здесь навеки, чтобы все могли над ними смеяться!»

    Разъярённый Гисли выбежал из леса и после борьбы отсек Скегги ногу. Однако тот выпросил у Гисли жизнь и потом его плотник сделал Скегги ногу - вместо фигур.

    “Один пример с душком есть даже в археологии — это руническая надпись, нацарапанная на кости и отсылающая еще к одной надписи, вырезанной на деревянной стене церкви.

    Текст имеет форму диалога и написан двумя разными руками (Р1 и Р2) —

    вероятно, собеседники писали по очереди, передавая кость друг другу.

    Р1. Что это ты вырезал на стене церкви Креста?

    Р2. Оле не вытер себя, и его имеют в зад.

    Р1. Это звучит хорошо!”


    Еще раз, ниды считались преступлением, и тот, кто их произносил или изображал могли быть серьезно наказаны.

    Занятия чем либо не мужественным могли разрушить репутацию мужчины. Но в некоторых случаях таких, как занятия магией, на такое шли . Однако об этом в другой раз.

    О лесбиянстве нет никаких упоминаний. Безусловно, оно встречалось, но, видимо, скандинавское общество не придавало ему особого внимания.
Перейти на сайт