- Заброшенный колёсный пароход Уфа — это корабль-призрак на берегу Павловского водохранилища. Первое моё знакомство с ним состоялось ещё четверть века назад, во время лодочной прогулки с семьёй и уже тогда он выглядел ржавым и брошенным.
- Искренне удивлён тем, что его до сих пор не распилили на металлолом, а значит, нужно успеть увидеть судно изнутри до того, как оно окончательное уйдёт в небытие...
Сегодня я расскажу вам историю судна и покажу, что осталось от былой роскоши советского парохода середины 50-х годов прошлого века…
Двухпалубный пароход Уфа проекта 737 типа «Сталин/Рязань», названный в честь столицы Башкирии, сошёл с венгерской верфи Obuda Hajogyar Budapest в 1958 году. Любопытно, что из 75 пароходов проекта только 5 построены в СССР на судостроительном заводе «Ленинская кузница» в Киеве — это ещё один подарок большого Советского Союза маленькой Венгрии в виде огромного заказа на строительстве пассажирских судов.
Архивное фото из открытых источников — пароход Уфа во время круиза
- Из Будапешта суда отправляли полностью укомплектованными. Даже ковры и хрусталь — шли в «базовой комплектации». Помещения были отделаны ценными породами дерева, что дополняло советский шик. Восемнадцатидневный вояж из Уфы в Москву и обратно за время, которого отпускники могли посетить Казань, Чебоксары, Кострому, Горький, Ярославль, Углич, Калинин и другие, малые населённые пункты.
За навигацию пароход успевал совершить от 7 до 10 рейсов.
- Стоит отметить, что заброшенное судно лишь по состоянию. За ним всё ещё присматривают, а жители соседних домов используют трюм судна в качестве склада. Пароход закрыт на замок, но благодаря знакомству с одним из местных жителей мне удалось снять для вас пароход изнутри.
- Каюты разных классов вмещали от одного до восьми пассажиров. Даже сейчас, некоторые из них выглядят вполне уютными… На стенах кают можно заметить детские рисунки — это творчество ребятни из соседней базы отдыха, к которой, формально, относится пароход Уфа.
- Любопытно, что пароходы типа 737 после списания не утилизировали, а отдавали в прибрежные базы отдыха в качестве дополнительного номерного фонда. В плане комфорта пароход получился замечательный и даже «на пенсии» многие из них встали на вечный причал у советских баз отдыха. Такая же судьба и у нашего парохода , который в конце 80-х передали гостинице «Турист», разместившей судно на турбазе «Урман».
- К сожалению, с гребными колёсами пароход не проходил через шлюзы павловского водохранилища и после демонтажа их не стали ставить обратно — при всём желании своим ходом судно уже никуда не пойдёт.
- В 90-е, турбаза вместе с другими государственными предприятиями была приватизирована и пароход на некоторое время остался без охраны.
В те годы его и начали дербанить на металлолом мародёры.
- Но окончательно заброшенный вид он приобрёл лишь в середине «нулевых», когда помещения судна, перестали использовать как жилые номера из-за ветхости. В настоящее время половина верхней палуба прогнила насквозь и многие каюты, теперь доступны только через окна.
- Когда-то к услугам пассажиров были два ресторана и два салона отдыха в каждом из которых, стояло по фортепиано. Сейчас, от былого осталась лишь тень и интерьеры судна скорее отражают дух эпохи 90-х, а не СССР.
- На окнах до сих пор висят занавески. Даже в таком, заброшенном виде, пароход остаётся уютным и по-своему очаровательным.
- Отдыхавшие на пароходе туристы вспоминают, что им запрещалось появляться в салонах и столовых в купальниках, майках, трусах, пижамах, а также «находиться в чужих каютах и на палубах после 23 часов».
- Не знаю, соблюдались ли остальные правила, но курортные романы на круизных судах были не редкость и в те славные годы.
- Также пассажирам запрещалось играть азартные игры, предлагая более культурные развлечения как шахматы, шашки, домино.
- К сожалению, мне не удалось раздобыть архивные снимки изнутри «Уфы», интересно, как выглядели интерьеры судна раньше?
Полностью заброшенный облик судна раскрывается на нижней палубе…
- …где располагаются котлы отопления, машинное отделение и главная электрощитовая. Когда-то в машинном отделении царил идеальный порядок, но теперь здесь царство ржавчины и отслаивающейся краски.
- Помещения подтоплены и приходится передвигаться аккуратно, с одной стороны, стараясь не угодить в воду, а с другой — не провалиться через насквозь проржавевшие железные листы.
- Когда-то 70 метровое судно приводили в движение два наклонных двигателя двойного расширения ПМ 6 мощностью в 450 л. с. каждый, а максимальная скорость парохода составляла 19 километров в час.
- Сейчас машинное отделение «осиротело» — паровые агрегаты пустили на металлолом ещё в 90-е, но для простоявшего в полузаброшенном состоянии десятки лет судна было удивительно застать его в таком, вполне достойном и фотогеничном состоянии.