Заброшенный на Сахалине жуткий японский "Ведьмин мост" и его жд тоннели, 75 фото и текст
- Продолжая тему про один из самых известных, красивейших и масштабных заброшенных объектов острова Сахалин, а именно построенной японцами во времена префектуры Карафуто узкоколейной железнодорожной ветке Николайчук-Чапланово, мы расскажем про её самый жуткий участок, где расположен "Ведьмин мост" с прилегающими тоннелями.

- Как мы уже писали в статье про спираль "Такарадай", где расположен знаменитый "Чёртов мост", после поражения в Русско-японской войне 1904-1905 гг., южная часть Сахалина отошла во владение Японии, которая организовала на ней губернаторство Карафуто и принялась активно добывать полезные ископаемые и биоресурсы, строя фабрики, шахты, рыбацкие поселения и т.д.
А для транспортировки грузов к пирсам и последующему их вывозу в Японию в 1921 г. началось создание мощной железнодорожной сети в сложной гористой местности с проходкой тоннелей в сопках и постройкой мостов в распадках между ними.
К строительным работам помимо инженеров и профессиональных строителей привлекали пленных корейцев, называемых тако. Из за чрезмерной жестокости японцев и спешки в строительстве, постройку УЖД Маока-Тойохара (Холмск - Южно-Сахалинск) постоянно сопровождали несчастные случаи.
Смертность была настолько высокой, что в народе появилась легенда, будто на каждую уложенную шпалу приходится одна жизнь. В 1928 г. железная дорога была достроена, а на её 84 километра было возведено аж 15 тоннелей и 35 мостов.
Но во время освобождения острова Сахалин в ходе наступательной операции в Советско-японской войне в августе 1945 г. японские войска были разбиты и южная часть острова вновь вернулась в состав теперь уже советской России вместе со всей инфраструктурой, а после распада Союза и сокращения финансирования сооружения этой жд ветки перестали должным образом обслуживать и в 1994 г. участок УЖД Николайчук-Чапланово был закрыт.
Но причинами закрытия стали не только изношенность сооружений, но и то, что тоннели на этом участке были слишком узкими и не вписывались в планировавшуюся перешивку узкой колеи на широкую. Современные составы попросту не проходили по габаритам в тоннели и в итоге было организовано их движение по обходному пути.
В прошлой статье мы рассказывали про комплекс сооружений спирали "Такарадай" с "Чёртовым мостом", а в этой мы подробно рассмотрим ещё один знаменитый участок этой брошенной ветки, где располагался "Ведьмин мост", построенный в 1928 г.
- После прохождения спирали "Такарадай" с комплексом тоннелей и мостов, мы движемся дальше по заросшему узкоколейному пути.
Здесь уже выросли целые деревья.
- Местами тропу окутывает дикий виноград.


- Пройдя примерно километр пути по открытому участку мы выходим к порталу тоннеля, носившего №13.

- Подходы к нему прикрывала бетонная огневая точка.

- Справа от портала располагался водоотводный лоток.

- Ну что, пройдём внутрь.

- Этот тоннель сохранился довольно хорошо.

- Даже железнодорожный путь на месте.

- Вдоль стен обустроены ниши для укрытия работников железной дороги от проходящих составов.

- Длина этого тоннеля чуть более полукилометра.

- На его стенах сохранились остатки коробов проводки освещения.

- И деревянные таблички, вероятно означавшие пикеты.

- Напротив каждой ниши в тоннеле нарисована большая буква Н.


- Вдоль полотна проходит скрытый лоток дренажной системы, колодцы которого то и дело встречаются на поверхности насыпи.

- Некоторые ниши сделаны гораздо больше и напротив них уже была нарисована буква К.


- Возможно в них стояли какие-то электрощиты или хранился инвентарь.

- Вдали показался свет.

- И мы выходим из тоннеля в пристроенную к его порталу противолавинную галерею.

- Здесь лоток дренажной системы уже проходит на поверхности.

- У рельс то и дело попадались такие слиточки алюминия.

- Сбоку от галереи раньше располагалось несколько построек, которые теперь практически разрушены.

- В одной из них располагался какой-то большой бак.

- И аккумуляторная.

- Вид на примыкание галереи к порталу.

- У самого выхода из галереи ещё одна постройка.

- Видимо это был пост охраны, в котором даже сохранилась печь.

- К слову сама галерея была пристроена к тоннелю уже в советское время в период с 1960-х по 1980-е гг.

- Далее путь проходит мимо подпорной стенки.

- У которой на рельсах остался валяться кусок от рельсовой тележки или дрезины.


- Окончание подпорной стенки.

- А пройдя ещё 275 метров мы выходим к самому "Ведьминому мосту", являющемуся самым опасным местом на всей заброшенной ветке УЖД.

- Так он выглядит снаружи.

- Его высота над распадком составляет около 50 метров, а длина 200 метров. В 2007 г. во время лесного пожара мост полностью сгорел и на нём не осталось деревянного покрытия. Теперь пройти по его металлическим фермам решается далеко не каждый.

- Но мы конечно пройдёмся.

- Мост снова прикрывает старая японская огневая точка, отличающаяся от всех, что мы встречали на пути до этого.

- На ней была простенькая декоративная штукатурка и дополнительный вход сбоку.

- Но внутри также четыре амбразуры со всех сторон для ведения кругового огня.

- С огневой точки открывается такой вид на мост.

- Старое фото начала 1930-х г., выложенное пользователем Patriarche на сайте старых фотографий pastvu.com.

- К сожаление вменяемой истории этого моста кроме 1928 г. года постройки нам найти не удалось. Как не удалось найти и имя спроектировавшего его архитектора.
На фото он не выглядит настолько жутко как в реальности.
- Рельсы на нём заканчиваются.

- После пожара остались лишь несколько таких кучек шпал.

- Ну что, пройдёмся по этому жуткому мосту.




- Центральная ферма моста.

- К слову на конструкциях моста скрывается кое что, что до нас никто видимо не замечал.


- Если посмотреть на балки сбоку.

- То можно увидеть табличку с иероглифами.

- К сожалению сфотографировать её в упор было слишком сложно из за разрушенных конструкций и большой опасности улететь вниз. Но на фото с трёх метров, снятого с дрона, мы смогли прочитать два слова над иероглифами на английском "Nishi Seizo ...". Видимо это табличка от производителя металлоконструкций.

- Жуть.

- Конструкции моста сильно деформированы.

- Клёпанные фермы.





- Вот мы уже подбираемся к другому краю, где виден портал ещё одного тоннеля.

- Мост упирается в портал тоннеля №12.

- Как ни странно, но здесь проходил оптико-волоконный кабель.

- Проходим внутрь.

- Здесь уже нет путей.

- На полу снова встречаем коробку с кабелем.

- В темноту уходит тоннель, где от полотна сохранились лишь шпалы.

- Его длина около 300 метров.

- И выходим через второй портал.


😁
801 просмотр