- Продолжая тему про один из самых известных, красивейших и масштабных заброшенных объектов острова Сахалин, а именно построенной японцами во времена префектуры Карафуто узкоколейной железнодорожной ветке Николайчук-Чапланово, мы расскажем про её самый жуткий участок, где расположен "Ведьмин мост" с прилегающими тоннелями.
- Как мы уже писали в статье про спираль "Такарадай", где расположен знаменитый "Чёртов мост", после поражения в Русско-японской войне 1904-1905 гг., южная часть Сахалина отошла во владение Японии, которая организовала на ней губернаторство Карафуто и принялась активно добывать полезные ископаемые и биоресурсы, строя фабрики, шахты, рыбацкие поселения и т.д.
А для транспортировки грузов к пирсам и последующему их вывозу в Японию в 1921 г. началось создание мощной железнодорожной сети в сложной гористой местности с проходкой тоннелей в сопках и постройкой мостов в распадках между ними.
К строительным работам помимо инженеров и профессиональных строителей привлекали пленных корейцев, называемых тако. Из за чрезмерной жестокости японцев и спешки в строительстве, постройку УЖД Маока-Тойохара (Холмск - Южно-Сахалинск) постоянно сопровождали несчастные случаи.
Смертность была настолько высокой, что в народе появилась легенда, будто на каждую уложенную шпалу приходится одна жизнь. В 1928 г. железная дорога была достроена, а на её 84 километра было возведено аж 15 тоннелей и 35 мостов.
Но во время освобождения острова Сахалин в ходе наступательной операции в Советско-японской войне в августе 1945 г. японские войска были разбиты и южная часть острова вновь вернулась в состав теперь уже советской России вместе со всей инфраструктурой, а после распада Союза и сокращения финансирования сооружения этой жд ветки перестали должным образом обслуживать и в 1994 г. участок УЖД Николайчук-Чапланово был закрыт.
Но причинами закрытия стали не только изношенность сооружений, но и то, что тоннели на этом участке были слишком узкими и не вписывались в планировавшуюся перешивку узкой колеи на широкую. Современные составы попросту не проходили по габаритам в тоннели и в итоге было организовано их движение по обходному пути.
В прошлой статье мы рассказывали про комплекс сооружений спирали "Такарадай" с "Чёртовым мостом", а в этой мы подробно рассмотрим ещё один знаменитый участок этой брошенной ветки, где располагался "Ведьмин мост", построенный в 1928 г.
- После прохождения спирали "Такарадай" с комплексом тоннелей и мостов, мы движемся дальше по заросшему узкоколейному пути.
Здесь уже выросли целые деревья.
- Местами тропу окутывает дикий виноград.
- Пройдя примерно километр пути по открытому участку мы выходим к порталу тоннеля, носившего №13.
- Подходы к нему прикрывала бетонная огневая точка.
- Справа от портала располагался водоотводный лоток.
- Ну что, пройдём внутрь.
- Этот тоннель сохранился довольно хорошо.
- Даже железнодорожный путь на месте.
- Вдоль стен обустроены ниши для укрытия работников железной дороги от проходящих составов.
- Длина этого тоннеля чуть более полукилометра.
- На его стенах сохранились остатки коробов проводки освещения.
- И деревянные таблички, вероятно означавшие пикеты.
- Напротив каждой ниши в тоннеле нарисована большая буква Н.
- Вдоль полотна проходит скрытый лоток дренажной системы, колодцы которого то и дело встречаются на поверхности насыпи.
- Некоторые ниши сделаны гораздо больше и напротив них уже была нарисована буква К.
- Возможно в них стояли какие-то электрощиты или хранился инвентарь.
- Вдали показался свет.
- И мы выходим из тоннеля в пристроенную к его порталу противолавинную галерею.
- Здесь лоток дренажной системы уже проходит на поверхности.
- У рельс то и дело попадались такие слиточки алюминия.
- Сбоку от галереи раньше располагалось несколько построек, которые теперь практически разрушены.
- В одной из них располагался какой-то большой бак.
- И аккумуляторная.
- Вид на примыкание галереи к порталу.
- У самого выхода из галереи ещё одна постройка.
- Видимо это был пост охраны, в котором даже сохранилась печь.
- К слову сама галерея была пристроена к тоннелю уже в советское время в период с 1960-х по 1980-е гг.
- Далее путь проходит мимо подпорной стенки.
- У которой на рельсах остался валяться кусок от рельсовой тележки или дрезины.
- Окончание подпорной стенки.
- А пройдя ещё 275 метров мы выходим к самому "Ведьминому мосту", являющемуся самым опасным местом на всей заброшенной ветке УЖД.
- Так он выглядит снаружи.
- Его высота над распадком составляет около 50 метров, а длина 200 метров. В 2007 г. во время лесного пожара мост полностью сгорел и на нём не осталось деревянного покрытия. Теперь пройти по его металлическим фермам решается далеко не каждый.
- Но мы конечно пройдёмся.
- Мост снова прикрывает старая японская огневая точка, отличающаяся от всех, что мы встречали на пути до этого.
- На ней была простенькая декоративная штукатурка и дополнительный вход сбоку.
- Но внутри также четыре амбразуры со всех сторон для ведения кругового огня.
- С огневой точки открывается такой вид на мост.
- Старое фото начала 1930-х г., выложенное пользователем Patriarche на сайте старых фотографий pastvu.com.
- К сожаление вменяемой истории этого моста кроме 1928 г. года постройки нам найти не удалось. Как не удалось найти и имя спроектировавшего его архитектора.
На фото он не выглядит настолько жутко как в реальности.
- Рельсы на нём заканчиваются.
- После пожара остались лишь несколько таких кучек шпал.
- Ну что, пройдёмся по этому жуткому мосту.
- Центральная ферма моста.
- К слову на конструкциях моста скрывается кое что, что до нас никто видимо не замечал.
- Если посмотреть на балки сбоку.
- То можно увидеть табличку с иероглифами.
- К сожалению сфотографировать её в упор было слишком сложно из за разрушенных конструкций и большой опасности улететь вниз. Но на фото с трёх метров, снятого с дрона, мы смогли прочитать два слова над иероглифами на английском "Nishi Seizo ...". Видимо это табличка от производителя металлоконструкций.
- Жуть.
- Конструкции моста сильно деформированы.
- Клёпанные фермы.
- Вот мы уже подбираемся к другому краю, где виден портал ещё одного тоннеля.
- Мост упирается в портал тоннеля №12.
- Как ни странно, но здесь проходил оптико-волоконный кабель.
- Проходим внутрь.
- Здесь уже нет путей.
- На полу снова встречаем коробку с кабелем.
- В темноту уходит тоннель, где от полотна сохранились лишь шпалы.
- Его длина около 300 метров.
- И выходим через второй портал.