- Трирема "Олимпия" это единственная на данный момент реплика греческой триремы в мире. Не смотря на то, что данный тип кораблей и его роль хорошо известны с античности, о самих триремах, их возможностях и способах постройки практически ничего не известно.
- В середине 80-х гг. Греческий ВМФ заказал реконструкцию древнегреческой афинской триремы периода IV в до н.э. у британского корабельного архитектора Джона Коатса. При поддержке специалиста по Древней Греции Джона Моррисона, а также специально организованного треста, корабль был заложен в июле 1987 г. и в августе того же года спущен на воду.
Одной из трудностей, с которой столкнулись строители, была невозможность получить коноплю в достаточных количествах и качестве для изготовления канатов, в т.ч. гипозоматы (hypozomata) -- специальный канат проходящий через весь корабль и создающий дополнительное натяжение на корпусе. Это была одна из технологических новинок древних греков, для придания кораблю дополнительной прочности. Поэтому в качестве материала для него была выбрана сталь.
Другой нетривиальной задачей для Коатса было придумать рассадку гребцов внутри корабля, никакой информации на этот счет не сохранилось и возможных вариантах расположения: друг под другом, по диагонали, в шахматном порядке велись ожесточенные дебаты.
Один из вариантов рассадки, предложенный Коатсом
- Для постройки использовались ель, дуб и дерево ироко.
- Морские испытания триремы состоялись в 1987, 1990, 1992 и 1994 гг. Наиболее информативными и впечатляющими был испытания в 87 г., когда команде из 170 добровольцев со всего мира в течении двух недель предстояло научиться выполнять роль античного гребца. Стоит отметить, что в Афинах гребцы были свободными людьми и получали жалование. В тот период времени Афины владели от двух до трех сотен трирем, что дает цифру как минимум 40 000 профессиональных гребцов среди жителей города.
В ходе морских испытаний корабль смог достиг скорости на веслах около 9 узлов (16,2 км/ч) и также показал превосходную маневренность, о которой говорили древнегреческие хронисты. Например для разворота на 180 градусов ему необходима дуга длинной всего 2.5 длины -- цифра недостижимая даже для современных военных фрегатов.
- Трирема "Олимпия" внесла огромный вклад в практическую археологию и изучения морского дела Древней Греции и сейчас доступна для посещении в музее ВМФ в Пирее.