- Одно дело слушать про зону из криминальных передач по НТВ или из магнитофона таксиста, в плейлисте которого нет-нет да и промелькнет пара песен в исполнении Круга, а то и Наговицына.
- И совсем другое дело - находиться в ней, пусть в старой, опустевшей, с черными пугающими глазницами оконных проемов, но все еще ощетинившейся ржавой колючей проволокой, которая намерена пресечь твое даже самое аккуратное движение. С собачьим лаем, доносящимся откуда-то с дальних постов. И с людьми в камуфляже, на чьих шевронах выделяются четыре страшные буквы ФСИН.
- Сегодня наше с вами путешествие будет очень необычным. Мы отправимся туда, куда по собственной воле не слишком то стремятся, и увидим, что скрывается за тройным периметром и толстыми стенами лагерных бараков.
- История колонии, расположенной в городе N... ***ской области, берет свое начало с советских времен. Борьба с детской преступностью всегда была большой проблемой для государства, поэтому юных нарушителей закона стремились надежно изолировать от общества с целью их дальнейшего раскаяния и исправления.
Как и любое учреждение подобного типа, колония делилась на 2 зоны - жилую и производственную. Их назначение понятно из названий. Проход между зонами был строго регламентирован и осуществлялся через контрольно-пропускной пункт. Начнем со знакомства с жилой зоной.
- Ее основу составляли жилые корпуса. В "лучшие" времена существования колонии в них могло разместиться до 350 осужденных. На территории можно увидеть как помещения со свежим ремонтом, так и те, в которых мало что поменялось с советских времен. Как распределялись койко-места среди детей - непонятно.
- Судя по немногочисленным напоминаниям, которые остались в жилых корпусах, ребята здесь могли смотреть телевизор и играть в настольные игры.
- Створки окон не открывались, для проветривания были предусмотрены форточки. Все окна зарешечены, чтобы исключить попытки сидельцев покинуть корпус нестандартным способом.
За перегородками размещались туалеты и умывальники. Местные умельцы декорировали санузлы мозаикой, органично вписав в один из углов розу - один из наиболее распространенных арестантских символов.
- Основная деятельность воспитанников колонии происходила в отдельном здании, находящемся поодаль от жилых корпусов. Туда мы сейчас и направимся.
- Все проходы и проезды поросли густой травой. В навигации помогают немногочисленные указатели, которые и выводят к самому интересному корпусу.
- Здесь дети могли не только получить знания по основным школьным дисциплинам, но и проявить свои таланты. Кто-то выступал на сцене с музыкальными номерами или с театральными постановками. Кто-то принимал участие в спортивных соревнованиях.
Те, кто освоил школьную программу, могли освоить в колонии рабочую специальность. Видно, как заключенные изучали строение автомобилей и пробовали себя в качестве каменщиков, маляров и штукатуров.
- Труд был не только средством исправления осужденных, но и приносил им доход. Вырученные средства они могли потратить на продукты питания или отложить до лучших времен, чтобы выйти на свободу не с пустыми руками.
- Повсюду были развешены стенды о пагубном влиянии вредных привычек на молодой организм, о поиске себя в вольной жизни, о семейных и религиозных ценностях. В некоторых местах красовались стенды с обновляемыми материалами о лагерной жизни.
- Отдельно хотелось бы выделить уже никому не нужные видеокассеты, где великие люди страны - актеры, путешественники, священники - наставляют своими рассказами людей на истинный путь.
- Воспитание шло не только с помощью телевизора и лекций. Организовывались и личные визиты на зону влиятельных людей, творческих коллективов. Некоторые особо отличившиеся воспитанники допускались до городских спортивных соревнований.
На зонах к теме религии относятся с особым трепетом, поэтому некоторые заключенные в свободное от основной деятельности время не только кропотливо изучали божьи заповеди, но и пробовали себя в качестве иконописцев и оформителей. Об этом говорят множество самодельных икон и иных религиозных атрибутов.
- Найти подобные вещи можно и в других корпусах. Они могли бы стать хорошими экспонатами для музея «Религия за решеткой», если бы такой существовал в нашей стране.
- Как и в любом другом общественном учреждении, в колонии особую роль уделяли государственным праздникам, в частности Дню Победы. Здесь для этих целей выделили стену одного из корпусов, чтобы воспитанники никогда не забывали о подвиге трудового народа в 1941-1945 годах.
- За металлической дверью в зарослях скрывается медицинская часть. Доступ к ней сейчас не так ограничен, как в былые времена.
- Здесь же вновь прибывшие проходили так называемый «карантин» - обыск, медицинское обследование, санитарную обработку. Только после этих обязательных процедур их направляли в отряд.
Столовая - одно из любимых мест в изолированных учреждениях. Она служит не только для приема пищи, но и для мимолетного общения с заключенными других отрядов, обмена материальными ценностями, а иногда и для выяснения отношений. Детей сюда приводили строем, обратный путь происходил в том же порядке.
- Сейчас внутри царит пустота. Нет ни столов с исписанными скатертями, ни огромных котлов, в которых кипели каши и щи. Лишь любительская мозаика, выложенная в зоне умывальников, может хоть что-то напомнить о былых временах.
- Иконы здесь встречаются практически в каждом уцелевшем корпусе. Столовая не стала исключением.
- В одном из административных помещений был обнаружен небольшой склад вещей, когда-то принадлежавших заключенным. Особенно впечатлило блюдце с целой коллекцией разномастных нательных крестов. Многие из них до сих пор на шнурке.
- К сожалению, сложные взаимоотношения между воспитателями и их подопечными нередко приводят к обострениям. Однажды бунт вспыхнул и в этой колонии. Несколько подростков забрались на крышу одного из корпусов и требовали ослабления режима и смены руководства. Диалог с ними не получился, поэтому восстание было подавлено отработанными методами с привлечением специалистов. Нарушители незамедлительно отправились в ДИЗО (дисциплинарный изолятор).
- Изоляторы - эффективный метод борьбы с буйными сидельцами, поэтому они существуют и в детских колониях. Здесь это отдельное неприметное одноэтажное здание с тесными камерами, рассчитанными в основном на одного человека.
- Сейчас путь из жилой в производственную зону найти трудно. Он извилист и тернист, проходит прямо по разбросанной по земле колючей проволоке, мимо полуразваленных корпусов непонятного назначения.
- Тем не менее, на "промке" царит полный порядок. Даже складывается ощущение, что ее все еще хотят приспособить под какое-либо производство.
- В Интернете ходит много слухов о том, что детские колонии больше напоминают лагеря и санатории, нежели исправительные учреждения. Но судя по тому, что я увидел собственными глазами, схожего здесь мало. Одни только высокие заборы с колючей проволокой, наблюдательные вышки с яркими прожекторами и непрекращающийся собачий лай не дадут забыть о том, где находится человек, ни днем, ни ночью.
Другой вопрос в условиях содержания и взаимоотношения между арестантами и администрацией. Но это уже совсем индивидуальная история. Тем не менее, факт остается фактом - многие из тех, кто один раз побывал за решеткой, уже не боится вернуться сюда вновь.