Шуток. ру

Огромный заброшенный ускоритель частиц в Подмосковье. История строительства и современное состояние, 2 фото и текст


  1. Заброшенный адронный коллайдер в Подмосковье, известный как Ускорительно-накопительный комплекс (УНК), представляет собой незавершённый проект, который был задуман в 1983 году. Этот коллайдер должен был стать первым в мире протонным коллайдером на сверхпроводящих магнитах. Строительство длилось до 1994 года, когда был завершён тоннель длиной 21 км, но проект был остановлен из-за финансовых трудностей после распада СССР и кризиса 1998 года

    Предыстория и начало строительства

    Идея создания протон-протонного коллайдера в СССР возникла в начале 1980-х на волне успехов советской физики элементарных частиц. Одним из главных инициаторов проекта был Бруно Понтекорво, выдающийся физик-теоретик, известный своими работами по нейтрино, это нейтральные частицы с полуцелым спином, которые участвуют только в слабом и гравитационном взаимодействиях. В отличие от других элементарных частиц, таких как электроны или протоны, нейтрино практически не взаимодействуют с материей, что делает их крайне проникающими. Это означает, что они могут свободно проходить через обычные вещества, включая Землю и даже звезды, не оставляя следов.

    Понтекорво эмигрировал в СССР в 1950 году и с тех пор активно участвовал в развитии ядерной физики в стране. Его исследования осцилляций нейтрино заложили основу для многих экспериментов, в том числе планировавшихся на будущем коллайдере. Понтекорво убедил руководство страны в необходимости строительства мощного протонного ускорителя, который мог бы открыть новые горизонты в изучении элементарных частиц и фундаментальных взаимодействий.

    Проект получил поддержку на самом высоком уровне, и в 1983 году было принято решение о его реализации. Местом строительства был выбран подмосковный город Протвино, где уже действовал Институт физики высоких энергий (ИФВЭ). К работе над проектом были привлечены ведущие советские физики и инженеры, среди которых выделялись Алексей Сисакян и Владимир Кадышевский.

    Сисакян, на тот момент заместитель директора ОИЯИ, курировал выбор площадки и разработку технической документации. Кадышевский, известный специалист по ускорителям, отвечал за проектирование магнитной системы и других ключевых элементов коллайдера. Благодаря их усилиям и энтузиазму строителей, к 1994 году был прорыт 21-километровый тоннель, в котором планировалось разместить сверхпроводящие магниты и другое оборудование. 

  2. Проблемы во время строительства

    Однако проект столкнулся с серьезными трудностями. Распад СССР в 1991 году и последовавший за ним экономический кризис привели к резкому сокращению финансирования. Многие ученые и инженеры, участвовавшие в проекте, эмигрировали на Запад в поисках лучших условий.

    Тем не менее, команде энтузиастов во главе с Сисакяном удалось добиться некоторых успехов. В 1993 году был проведен первый сеанс ускорения протонов в тоннеле коллайдера, что стало важной вехой, показавшей работоспособность основных систем. Однако дальнейшее строительство было остановлено в 1994 году из-за отсутствия средств.

    😁 11
    0 комментариев 705 просмотров
Новости партнеров