ШутОк

«Сделано в Китае» – должно быть написано на Льве Святого Марка, символе Венеции⁠⁠, 3 фото и текст

  1. В Венеции, начиная с 828 года, хранились мощи святого Марка, которые, согласно историческим источникам, были тайно вывезены венецианскими купцами из занятой мусульманами Александрии. В итоге Святой Марк стал "покровителем города", а его символом считался лев. Почему? Дело в том, что Евангилие Марка начинается известной фразой «Глас вопиющего в пустыне», а кто будет издавать громкие звуки в пустыне? Конечно, разъяренный лев.

  2. Бронзовая фигура крылатого Венецианского льва красуется на одной из двух гранитных колонн на центральной площади Венеции - Сан-Марко. Перед лапами льва лежит раскрытая книга, но её явно добавили позднее. Фигура зверя весит 3 тонны. Крылатый лев украшает флаг Венеции; «Золотой лев» Венецианского кинофестиваля – это тоже он!

    По данным историков, колонны установили между 1172 и 1177 годами. А сама скульптура, полагали, начала свою жизнь как статуя крылатого льва-грифона на памятнике богу Сандону в Киликии (Малая Азия) около 300 г. до н. э. Спустя много веков её привезли в Венецию, переделали и «переосмыслили». В дальнейшем льва неоднократно ремонтировали.

    Однако новое исследование дало неожиданный результат: согласно анализу изотопов свинца, медная руда, из которой выплавляли медь для производства скульптуры, добыта в шахтах в нижнем бассейне реки Янцзы на юго-востоке Китая.

    С учетом этой информации исследователи присмотрелись к особенностям скульптуры и внезапно обнаружили у неё характерные признаки фигур чжэньмушоу - фантастических существ-хранителей могил, относящихся к эпохе династии Тан (618-906 гг нашей эры).



  3. Такие статуи – одну с человеческим лицом и вторую с львиной мордой – помещали парами у входа в гробницу. Причем пишут, что свирепые стражи должны были не только охранять гробницу от проникновения извне, но и следить, чтобы дух покойника не попытался выбраться наружу.

    У Венецианского льва типичные для чжэньмушоу широкие ноздри и усы, широко открытый рот с парой расставленных клыков в верхней челюсти и более узко расположенными клыками в нижней. Кроме того, исследователи обнаружили на голове льва следы от когда-то «ампутированных» рогов, - их удалили, поскольку льву рога не полагаются. Уши скульптуры тоже, по-видимому, подрезали и закруглили – изначально они были более длинными и заострёнными.

    «Лев», вероятно, проделал свой путь на Запад по Шелковому пути через Индию и Афганистан, по которому во времена династии Тан шёл очень активный торговый поток. Но никаких исторических источников, сообщавших бы о прибытии скульптуры в Венецию, найти не удалось. А ведь фигура льва 4 метра в длину, и незаметно её вряд ли могли бы привезти… Если только не привезли по частям, как полагают исследователи. И действительно, анализ разных частей скульптуры показал, что они были отлиты отдельно, а потом статую неоднократно разбирали и снова собирали, как минимум 5-6 раз.


                           Площадь Сан-Марко в Венеции. Лев красуется на Восточной колонне

    Марко Поло после своего возвращения из Китая в 1295 году описывает Венецианского льва, но к тому моменту скульптура не только уже была на вершине колонны, но и нуждалась в ремонте. Возможно, рассуждают историки, скульптуру привезли в Венецию отец и дядя Марко Поло - Николо и Маффео, которые между 1264 и 1266 годами посещали Пекин.

    Стоит добавить, что спустя века, во время наполеоновской кампании французы увезли льва, чтобы установить в Париже, в фонтане на площади Инвалидов, при этом скульптура сильно пострадала. А когда после поражения Наполеона символ Венеции возвращали обратно, то умудрились уронить и разбить на 20 фрагментов. После ремонта в 1816 году многострадального льва водрузили обратно на колонну.

    Будем надеяться, что больше лев уже не сбежит. Судя по расположению на фотографии, чудище смотрит на Восток. Скучает по исторической родине?
Перейти на сайт