ШутОк

Дневник путешествия в Меланезию. Камбоджа. День 88. Великий Ангкор, или как мы обезьян зевать вынуждали⁠⁠, 45 фото и текст

1.     Всю ночь Сиемреап заливали дожди, но мы решили не отказываться от своего плана и встать рано утром, чтобы иметь хотя бы шанс увидеть рассвет у Ангкора. Чтобы упростить эту задачу, хостел мы сняли всего в 4 километрах от места, а не у центральной улицы пабов и блуда.

В 4:50 мы уже вовсю шагали вдоль трассы, подсвечивая обочину налобными фонариками и слушая многочисленных жаб. Довелось и отбиться от пары таксистов. Сразу вспомнилась футболка с местного рынка, на которой написано: никаких тук-туков ни сегодня, ни завтра!

2. К мосту через канал у храма мы подошли вовремя, но облака плотно зажали солнце в свои тиски. Впрочем, мы не расстроились, поскольку сделали всё, что было в наших силах. Встали в 4:30!

3.     Пройдя через ворота, мы оказались во внутреннем дворе Ангкор Вата, одного из самых известных и хорошо сохранившихся храмов кхмерской империи. Он был построен в 12 веке и до сих пор используется монахами для служб, в отличие от его более древних прародителей. Да, некоторые из храмов датируются 9 веком, но уже давно находятся во власти джунглей.

Лишь когда солнце поднялось достаточно высоко, облака начали расступаться и теплый свет прокатился по небу.

4. Тогда мы продолжили нашу прогулку.

5. Словосочетание "библиотека древних", чаще звучащее в каких-нибудь играх, здесь приобретает особую глубину.

6. А кроны деревьев с уважением относятся к жилому пространству своих сородичей.

7. Котики тоже чувствуют себя здесь уютно.

8. На завтрак я наконец-то попробовал амок, но не тот, где рыба запекается в банановом листе, а суп. Называется "амок-амок", удивительно вкусно, хотя состав этой зелёной массы понять сложно. Чем-то напоминает гороховый суп, пожалуй.

9. Перекусив и подождав, пока первая волна туристов покинет Ангкор Ват, мы отправились внутрь храма. Наш черед.

10. На одной из стен можно увидеть фреску, что рассказывает легенду о том, как асы схватили мирового змея, чтобы взбить море его хвостом и получить "молоко бессмертия"... Длинная история.

11. Кхмеры делали очень крутые ступеньки, так что для подъема на самый верх поверх них установлены новые. Впрочем, порой они выглядят куда более опасными.

12. У многих статуй здесь нет голов, поскольку утащить их во время грабежа куда легче, чем всё произведение целиком. Есть, конечно, и целые.

13. Разглядывая эти монументальные сооружения, каждый раз приходится себе напоминать, что построены они были почти 1000 лет назад! Без помощи машин. Строительством было занято около 300 тысяч человек на протяжении 35 лет. Блоки песчаника сплавляли на бамбуковых плотах по специально выкопанным каналам. Удивительно.

14. Встретили и такое вот изображение. Похоже, у кого-то не было черновика под рукой и он воспользовался стеной. Хотя есть подозрение, что слева новодел...

15. Чтобы успеть до потенциального дождя мы всё-таки взяли тук-тук до соседнего храма Та Пром, что ещё зовут "храмом Анджелины Джоли" из-за снимавшегося здесь фильма. Построен он был тоже в 12 веке, но оказался заброшен впоследствии, чем и воспользовались могучие деревья.

16. Местами их корни напоминают монстров, что медленно, но верно ломают массив каменных сооружений. Вот она сила!

17. Передать масштаб этих деревьев непросто, такие я встречал лишь в Амазонии. Вот, например, Олеся и Оно.

18. Не удержались мы и от того, чтобы посильно повторить знаменитый кадр из фильма "Расхитительница гробниц" на фоне огромного корня. Жаль, что черную майку не прихватили. Вышло неплохо.

19. Храмы постоянно реконструируют и укрепляют, чтобы они совсем не развалились, но какие-то из кусочков этого "Лего" так и покоятся здесь.

20. Сполна насладившись величием деревьев, мы по велосипедной дорожке прошли до ворот в сам город Ангкор. По разным данным, в нём проживало до 750 000 человек, но деревянные постройки не сохранились, в отличие от храмов.

21. Вдоль дороги здесь можно увидеть многолетние муравейники в корнях древних деревьев. Да, именно древних. Это слово само просится здесь ко всему.

22. Когда мы почти дошли до Аллеи Слонов, где ранее проводились различные мероприятия, нас встретили обезьянки. Кто-то попрошайничал, кто-то трапезничал, а кто-то... Как бы это сказать. Две обезьянки в нашем лице решили развести третью на зевоту, используя зеркальные нейроны. Именно они отвечают за процесс обучения путем повторения. И есть они как у людей, так и у макак. И птиц. Когда кто-то рядом зевает, мы тоже непроизвольно делаем это - наглядный пример. Этим знанием мы и решили воспользоваться, приметив одну макаку. Если б вы это видели... Водители наверно были крайне удивлены. Но получилось! Стоило нам начать зевать, как макака повторила. Не удержалась!

23. Свои лакомства они, как это обычно бывает, вытаскивают из мусорок. К счастью, в них полно кокосов, мякоть которых туристы обычно не выскребают.

Силу вьющихся кустарников нельзя недооценивать. Так мы встретили дерево, которое было "придушено" чем-то вьющимся буквально у основания. Эта картина напоминает молчаливую многолетнюю битву. Природа права.

24. Мы обошли множество храмов, но с каждым последующим всё меньше времени уделяли им и больше окрестностям. Хотя фрески везде весьма и весьма любопытны. Чего только стоит эта, где люди на лодках плывут на войну. Нашли крокодила? Тут много чего есть.

25. На территории находится множество прудов и даже водохранилищ. Есть и те, что достигают десятков километров! Достаточно открыть карту, как станет видно огромные синие прямоугольные площади. Всё это было сделано руками. Цель водохранилищ чаще всего отнюдь не декоративная - они насыщают песок под храмами влагой и удерживают грунт.

26. Чего мы не ожидали увидеть в этот день, так это суперкары. Судя по всему, здесь то ли пройдет гонка, то ли какая-то выставка, но мимо нас проехали десятки сверх-мощных и сверх-дорогих машин. Приглядел и я себе одну. Оранжевую!

27. Хотя в мой бюджет скорее впишется вот такая. Классическая камбоджийская.

28. Уже на пути домой заглянули к одному из древнейших местных храмов, что был построен аж в 9 веке. Здесь лестница давно заросла и подниматься пришлось по узкой глинистой тропинке, куда больше напоминавшей близкие мне маршруты.

29. На одном из деревьев-великанов заприметили огромных кисяков. Точно таких же, как те, что жили у меня на каноэ, только значительно крупнее. Очень интересные ощущения испытываешь, когда чувствуешь сотни ножек, синхронно передвигаемых по твоему телу... Ух.

30. И снова храм. Здесь, в зарослях джунглей, ощущения совсем другие. Такие, словно я не какой-то турист, а Индиана Джонс, что ищет очередной неизведанный уголок. Ах, точно, со мной же ещё Лара Крофт...

31. Ворота из города и очередная загадка кхмеров. Что это? Как так получилось? Боюсь, что ответ так и не будет найден...

32.    Вернулись в хостел мы ближе к закату. Стоило нам только войти в номер, как ударил страшный ливень и улицы превратились в реки. Очень вовремя!

На часах 20:00, позади больше 15 часов на ногах. Мы поужинали и надо бы отдохнуть, но ливень утих и мы решили прогуляться до супермаркета, чтобы прикупить продуктов для продолжения путешествия. Дома мы оказались ближе к 22:00 совсем без сил. Ничего, в дороге отдохнём...