- Самый популярный в мире музыкальный инструмент – это, безусловно, гитара. Общее количество гитар во всём мире оценивается приблизительно в 60 миллионов штук, то есть гитара есть практически у каждого сотого жителя Земли. Существуют десятки самых разных конструкций гитар, отличающихся друг от друга размерами, формой, устройством, материалами и так далее.Итальянская гитара 17-го века
- Трудно поверить, но всё это разнообразие появилось на свет благодаря всего лишь одной вещи – очень тихому звучанию гитары! И в самом деле, если сравнить громкость звучания скрипки (инструмента намного более миниатюрного) и обычной акустической гитары, можно убедиться в том, что скрипка по громкости оставляет гитару далеко позади. Из-за этого гитара не попала в состав классического симфонического оркестра, – ведь если её легко «забивают» даже скрипки, что уж там говорить о кларнетах и трубах! Да и в ранних джазовых ансамблях гитара не могла конкурировать с банджо.
Забавно, но эта картина Яна Вермеера называется "Женщина с лютней"…
- До самого конца XIX века гитара прозябала в качестве домашнего инструмента; многие композиторы и музыканты считали её инструментом несерьёзным – то ли дело скрипка или благородный мощный рояль!
Однако у гитары было и множество достоинств: выразительное звучание, простота конструкции, легкость обучения игре... И в какой-то момент мастера поняли – если дать гитаре «нормальную» оркестровую громкость, она сможет стать «музыкальным инструментом номер один».
Прежде всего начались эксперименты с увеличением размеров корпуса – скажем, акустическая гитара с корпусом «дредноут» или «джамбо» (т. е. «слон») чуть ли не в два раза больше и толще акустической гитары традиционного размера «парлор».
Типы корпусов гитар. Слева направо: джамбо, дредноут, аудиториум, концерт и парлор.
- Затем мастера придумали заменить жильные (тогда ещё не было нейлоновых) струны на металлические, усилив корпус дополнительными пружинами. В 20-х годах XX века на гитары стали ставить двойные наборы струн, как у мандолины – так появилась 12-струнная гитара. Другие гитарные мастера решили, что, раз скрипка звучит громче гитары, стоит попробовать сделать для гитары корпус скрипичной формы с выгнутыми деками – так называемый «арктоп». Эксперимент удался, а первыми такие «гитароскрипки» начала делать фирма Gibson. Сейчас такие гитары часто называют «джазовыми».
Гитара скрипичной формы.
- Однако полученной громкости всё равно не хватало. Тогда конструкторы из компании National изобрели рупорную, или резонаторную гитару – внутрь корпуса этого инструмента начали вставлять самый настоящий металлический рупор, а иногда даже несколько штук! В итоге больше половины корпуса гитары оказывалось уже не из дерева, а из металла. Громкость гитары подросла «ещё чуть-чуть», однако и этого оказалось недостаточно.
Гитара с металлическим резонатором.
- Радикальные изменения произошли только в конце 40-х годов XX века, когда на свет появилась электрическая гитара современного типа. Попытки установить звукосниматель на гитару предпринимались и раньше, но такие гитары из-за своих больших пустых корпусов начинали работать как микрофоны (подойдите к висящей на стене акустической гитаре и громко крикните – сразу же услышите, как «отзовутся» корпус и струны!). В результате инструмент на концертах начинал противно «выть». В конце концов изобретатели решили вопрос кардинально – отказались от пустого внутри корпуса, заменив его сплошной «доской».
"Фендер Броадкастер" - первая в мире серийная электрогитара со сплошным корпусом.
- Без подключения такой инструмент звучит запредельно тихо – зато при подключении к усилителю можно «раскачивать» его громкость до максимума, оставляя далеко позади даже «большой и благородный» рояль. Так возникла та электрогитара, которую мы ежедневно слышим по радио и видим на концертах.