Как пройти в Махачкалу?
Навеяло темой, где обсуждалось, какой ужас отдых в Дагестане, какие там придирки к туристам и т.д. Типа, только платьишко надела не до земли – сразу сожгли как ведьму и прописали замечание в хлебалушку.
Я ездила туда на свадьбу дочери одного знакомого, провела в Каспийске, Махачкале и Дербенте в общей сложности десять дней. Да, это был туризм, а не эмиграция. Я и не путаю. И не оспариваю опыт других людей. Но хочу показать ту сторону жизни дагестанцев, которая может ускользнуть от обычного приезжего. И нет, это не достопримечательности.
Так вот, немножко расскажу про Дагестан.
Собиралась на нервах: как одеться, чтобы не сильно отхватить за моральный облик? В целом я из тех женщин, которым плевать, на каком глазу у кого тюбетейка, и моральный облик мой никого не касается, но не люблю привлекать повышенное внимание.
Тот знакомый, который меня пригласил, никаких толковых пояснений о дресс-коде не дал. «Одевайся как хочешь, все будет шикарно!» - заверил меня. «Шикарно» - его любимое слово. И что конкретно из моего гардероба будет шикарным? Вот футболка с бананом. Платье с декольте. А этот сарафан прилично закрытый, но на нем вышит ангел со стрелой и голой задницей. Дагестанцы могут составить неверную логическую цепочку из задницы, стрелы и меня.
Интернет оказался тоже некомпетентен. Запрос «женщины в Дагестане» выдавал инсты всяческих красавиц в обтягивающем цвета фуксии, с пельменными губами и наклеенными ресницами. Насосать губы я уже не успевала, а клеить ресницы было некуда: мое верхнее веко не обладает настолько развитой мускулатурой, чтобы удерживать пять сантиметров колючей проволоки модели «егоза-незабудка».
Кое-как покидала в чемодан всякого скромного и купальник. «Вдруг удастся съездить на женский пляж», - подумала с надеждой. Нет, я понимала, что не все махачкалинские спасатели моментально возжаждут заплыть за мои буйки, но вот нафига эти социальные эксперименты, если у меня на похороны не отложено?
С таким настроением приземлилась, герметично запечатанная в черную футболку и серые джинсы. Прокралась на выход из аэропорта. Щас Тарзаны накинутся на одинокую белую (от отсутствия загара) женщину, и успеть бы добежать до Магомеда, моего встречающего.
И знаете что? Я вообще ни разу не угадала. Жители Каспийска и Махачкалы вели себя безупречно. Не только те, с которыми меня познакомили, а и совершенно посторонние люди. Например, когда ты идешь по улице, то даже в толпе никто тебя не коснется. Между людьми дистанция, которую нельзя сократить. Если улица узкая, а народу много, толпа не утрамбовывает друг друга локтями, а удлиняется.
У нас в средней полосе, например, получить сумкой от мимо проходящей женщины, которая не рассчитала траекторию или резко развернулась, – это как «здрасьте». Толкнуть, наступить на ногу и дальше бежать, даже не посмотрев, кого ты грубо попрал, - это новое прочтение старой игры в городки. Вышибут и не заметят. В супермаркетах на меня смотрят как на опасную сумасшедшую, когда я, задев кого-то рукой (не стукнув, боже упаси!), извиняюсь.
Так вот, я Дагестану все простила за это уважение к чужому личному пространству.
Забегая вперед, ездили на экскурсию в крепость Дербента, и мой сопровождающий, Магомед, подставлял руку, когда я карабкалась по ступенькам, но никогда меня не касался: типа, я здесь и готов поддержать, реши сама, опереться на меня или не надо. А когда я пошла купаться в море на территории коттеджного поселка в Каспийске, совершенно незнакомые мужчины-рыбаки караулили, чтобы меня никто не напугал и чтобы я не потонула. Я их даже не просила. Просто они решили, что одинокая женщина поутру в море не только распугивает рыбу, но сама нуждается в помощи.
На свадьбе, о которой расскажу позже, дядя отца невесты, перебрав горячительного, слегка стукнул меня пальцами по плечу, привлекая внимание (хотел то ли рассказать что-то, то ли спросить). И меня попросили об этом вопиющем инциденте в кругу пригласившей семьи не упоминать, потому что это очень, очень постыдное поведение. Мое замешательство приняли за душевную травму, и я так и не смогла объяснить, что дядя в моих глазах не стал половым террористом.
Но все это было позже, а пока меня занимал вопрос «как у вас там ходют бабы – в панталонах али без?»
Скоро продолжим тему.