Поразительное сходство
- Не правда ли, мистер Вустер похож
на каноника Бенингсена, который читал
проповеди в Чипли на прошлую Пасху?
- Да, да! Сходство просто поразительное.
П.Г. Вудхауз.
Гошку с Вовкой в школе постоянно путали. Учителя, нимало не смущаясь, вызывали Гошку к доске Вовкиной фамилией и наоборот. Сходство просто поразительное, говорили они, воспитывая Вовкиных родителей за Гошкины тройки по ботанике. Прям, одно лицо, продолжали учителя, и капали на мозги родителям Гошки за Вовкины «успехи» по математике. Этого поразительного сходства никто, кроме учителей, не замечал.
Другое дело – близнецы Остиковы. Сашка и Серега. Их похожесть не заметить было просто невозможно, но их никто не путал. Все из-за того, что еще в первом классе директор школы договорился с мамой Остиковой об очень простой вещи: Серегу стригли практически наголо, а Сашку – под полубокс, то есть с чубчиком на манер Буратиньего.
В школе поговаривали, что сорванцы каждый месяц стриглись все-таки попеременно, но твердо знали: мальчик с чубчиком всегда отзывается на имя Александр, а бритого мальчика без чубчика можно называть Сергеем без риска быть непонятым.
А Гошка с Вовкой вообще разные, хотя и учились в параллельных классах. Владимир в «А», Георгий в «Б». Пока Вовка мучал скрипкой соседей и пианино, Гошка отрабатывал подсечки и броски с упором своей ноги в чужой живот. Если Вовин папа играл на трубе в оркестре, и, как всякий музыкальный интеллигент, по выходным позволял себе выпить лишнего, то Гошкин был инженером и по выходным играл исключительно в футбол с друзьями. Вовкину собаку в угоду французским фамилиям и итальянским пуччинистым композиторам звали Тоской (вовсе не тоской, как прочли бы чуждые музыке люди типа меня, а Тоской). У Гошки собаки не было. От него даже хомяк сбежал, когда Гошка пробовал заняться пением. Сбежала бы и бабушка, но вмешались соседи, потребовавшие прекратить мучить несчастных котов и собаку. Хомяка так и не нашли, а петь Гошка бросил.
Впрочем, эти совершенно разные люди имели одинаковые: рост, цвет волос, цвет глаз одинаково длинные острые носы и совершенно бесхитростное в своей обманчивости выражение лица. Несмотря на все это, никто не разговаривал о «поразительном сходстве», и даже похожими их никто не считал до поступления в четвертый класс. Да и в четвертом классе путали их исключительно учителя.
Они сами себя почему-то не путали. До пятого класса. Хотя и в пятом это случилось всего один раз и быстро кончилось. И случилось только потому, что если кому-нибудь целых полтора года несколько раз в день говорить, что он является копией другого человека, то волей не волей у этого «кого-нибудь» появляется мысль извлечь из этого выгоду.
Фильма о Приключениях Электроника, особенно полюбившегося людям, принципиально не читавшим никакого Велтистова, ребята, естественно, не видели. До выхода фильма оставалось еще больше пяти лет. Но «Рэсси - неуловимый друг» они читали оба, и оба видели массу историй о приключениях близнецов из репертуара индийских кинематографистов.
Поэтому однажды на перемене Вовка подошел к Гошке и попросил:
- Ты за меня на математику не сходишь? У нас сегодня контрольная, а мама сказала, что еще одной двойки она не переживет.
- А на ботанику ты за меня пойдешь горох скрещивать? – обрадовался Гошка, - меня сегодня вызвать должны, чтоб тройку исправлять.
- Пойду! – твердо сказал Вовка и протянул Гошке руку – Деваться мне из школы некуда, а они нас все равно путают.
И они ударили по рукам.
- Я своих в классе предупрежду, - пообещал Гошка.
- И я «предупрежду», - передразнил Вовка приятеля, - только не опаздывай.
Учительница математики, Анна Федоровна, в школьной среде имела совершенно невинное, мягкое, но трамвайно-Булгаковское прозвище – Аннушка, а слабое знание предмета компенсировала добрым нравом и взрывным характером. Оглядев пятый класс «А» она сразу поняла, что что-то не так, не поняла только, что не так именно. И оглядела класс еще раз.
- Георгий, - обратилась она к Гошке по фамилии, - ты случайно классы не перепутал?
- Я не Георгий, Анна Федоровна, я Владимир, - заявил Гошка, глядя учительнице в глаза, и неправильно выговорив Вовкину фамилию, - я готов писать контрольную.
- Вон из класса! – поприветствовала Аннушка готовность ученика к проверке знаний, - марш к директору! Будет он из меня еще дуру делать. И чтоб без родителей я тебя не видела, - логично завершила она монолог, а Гошка закрыл за собой тяжелую классную дверь и поплелся в кабинет директора.
В углу директорской приемной на самом краешке стула пригорюнился Вовка. Увидев Гошку, он немного выпрямился и перестал шмыгать носом.
- Тоже выгнали? – вдвоем идти к директору уже не казалось таким страшным.
- Угу. Нечего, говорит, из меня дуру делать, - иди сразу к директору.
- И мне Нина слово в слово про дуру сказала. И про директора. А вчера еще она меня твоей фамилией называла и про поразительное сходство рассказывала.
Так переговариваясь и размышляя о своей судьбе, ребята дождались звонка, возвестившего о начале перемены. Скользнув взглядом по нашей парочке, в кабинет прошествовал директор. Чуть позже, и принципиально не глядя на провинившихся, туда же, не закрыв за собой дверь, прошли Нина Ивановна и Анна Федоровна.
- И в чем провинились отроки сии? – из открытый двери раздался приглушенный директорский бас.
- А что он из меня дуру делает? – хором сказали Нина Ивановна и Анна Федоровна, посмотрели друг на друга от неожиданности и продолжили уже по очереди:
- Владимир пришел на контрольную и сказал, что он Георгий, а сам на него совсем не похож, - заявила Анна Федоровна, случайно перепутав совсем непохожие фамилии.
- Да! Мало того, что Георгий назывался Владимиром на ботанике, так он еще и предложил поклясться в этом на портрете Ильи Ильича Мечникова. – поддержала ее Нина Ивановна снова перепутав фамилии, как и коллега, - надо их примерно наказать, иначе добром это не кончится.
- Ну что ж, дамы, я все понял, - подвел черту директор, - ступайте готовиться к занятиям, а мне подайте этих Гога с Магогом к ответу.
«Дамы» гордо вышли из кабинета, остановились перед Гогом и Магогом, и величественным жестом указав на дверь провозгласили:
- Идите к директору Георгий!
- Идите к директору Владимир!
При этом говорившая с Георгием смотрела на Владимира, а говорившая Владимиру – на Георгия.
Гог с Магогом прошли в кабинет и понурившись встали посредине большого ковра.
- Ну что, мерзавцы, - снова раздался директорский бас, - все поняли?
- Поняли, - кивнули мерзавцы, на мерзавцев совершенно не обидевшись, из-за некоторых добрых интонаций и большому соответствию с действительностью.
- Тебя как зовут? – директор посмотрел на Гошку.
- Владимир, - непонятно за чем соврал Гошка и обалдел от собственного коварства.
- Понял, Владимир?
- Ага, понял.
- А ты, значит, Георгий? – очень уж утвердительно спросил директор и сурово посмотрел на Вовку.
- Георгий! – Вовке отступать было некуда, - Я все понял Сергей Григорьевич
- А если поняли, идите учиться, а то на урок опоздаете, - завершил разговор директор и уже в спину добавил, - а еще раз соврете, будете у меня как Остиковы ходить: один бритый, другой с чубчиком, я с вашими родителями договорюсь, вы меня знаете, мерзавцы.
- Ха! – Гошка прикрыл дверь директорского кабинета, - подумаешь Остиковы! Все знают, что они по очереди стригутся. Для справедливости.
- Не, Гоша, думаешь, он про эту «справедливость» не догадывается? – Вовка махнул головой в сторону директорского кабинета. - А наголо я даже по очереди не хочу.
Больше они индийскими близнецами не притворялись, хотя учителя их путали по-прежнему, в последний раз перепутав их прям перед выпускным вечером.