Цилиндрический бетонный ДОТ-вездеход инженер-капитана Венкова, 10 фото и текст 219203 В начале марта 1944 года в адрес И.В. Сталина прибыло письмо из Брянск shutok.ru » Картинки » Цилиндрический бетонный ДОТ-вездеход инженер-капитана Венкова, 10 фото и текст
Цилиндрический бетонный ДОТ-вездеход инженер-капитана Венкова, 10 фото и текст
В начале марта 1944 года в адрес И.В. Сталина прибыло письмо из Брянска. Для рассмотрения его довольно быстро перенаправили в отдел изобретении ГБТУ КА. Темой письма, которое написал инженер-капитан М.М. Венков, стала идея цилиндрической боевой машины.
Назвал он ее "Венковал": помимо созвучности с фамилией, такое обозначение имело определенный смысл. По словам автора, обозначение было созвучно со словом Venko, что на языке эсперанто означает "Победа". Инженер-капитан Венков
Обычно подобных изобретателей считают безумцами, что не совсем верно. На самом деле обычно изобретения, схожие с "Венковалом", базировались на каких-то наблюдениях, и способах обхода выявленной автором проблемы.
Вот и в случае с идеей Венкова концепция не такая уж и редкая. В основе "Венковала" лежала концепция боевой машины, которая имеет ходовую часть, не такую уязвимую, как гусеничный движитель.
Подобное обоснование можно легко найти в случае с основной массой проектов шаротанков. "Венковал", к слову, к ним вполне можно отнести, принципы очень похожие.
Принципиальная идея машины
Личность самого изобретателя, к слову, тоже вполне объясняет появление "Венковала". Это не простой красноармеец. Михаил Михайлович Венков вступил в Красную Армию еще в 1931 году.
Участник Великой Отечественной войны, воевал в составе 183-й стрелковой дивизии. В дальнейшем был переведен на должность преподавателя Брянского военно-политического училища (преподавал военно-химическое дело). Позже училище перевели в Харьков. Согласно имеющимся данным, службу Венков закончил в 1946 году.
Внутреннее устройство машины
Главным отличием "Венковала" от подобных изобретений являлся масштаб. Уже сама формулировка "изобретение позволяет шире и лучше использовать тракторы и паровозы в военное время, а также лучше использовать отживающие типы некоторых гусеничных боевых машин и старые авиамоторы в мирное время" о многом говорит.
Паровозы в цилиндрических машинах, кстати, предлагали задолго до Венкова, но не в качестве тягловой силы для мобильного бункера. Конечно, до "Обоя" инженера И.Ф. Семчишена "Венковалу" было очень далеко, но при таком способе движения маленькой эта боевой машина точно не была. Впрочем, был и альтернативный вариант движителя - трактора.
Принцип механизма поворота
Принцип работы "Венковала" был достаточно простым. Представлял он собой полый цилиндр, в котором имелась ребристая внутрення поверхность для тракторов, либо что-то схожее для иных типов движителей.
Одним словом, принцип белки в колесе, только с иными габаритами. Внутри корпуса размещались ось и внутренний корпус с помещениями для десантников итд. Сама ось, к слову, могла быть полой, в ней размещались, например, вагоны.
Повороты осуществлялись за счет смещения "движителей" и наезда на специальные "шипы", которыми "Венковал" цеплялся за поверхность. Единого мнения по поводу поворотов Венков не имел и предлагал разные варианты исполнения.
Так, по мнению автора, выглядел типовой "Венковал"
Судя по описанию автора, основным вариантом "Венковала" был проект, имевший диаметр 30 метров и ширину 60 метров. Как писал Венков, в его проекте учитывалась экономическая составляющая, поэтому основным конструкционным материалом он считал железобетон.
Машина предполагалась многоцелевой, причем не только для военных целей, но и для мирного использования. Например, в списке мирных профессий указывались машина для поднятия целины, лесовал, укладчик глубокого снега на аэродромах (наверное, вместе с самолетами), а также ледокол. Видимо, автор предполагал, что его устройство сможет еще и плавать.
Концептуальные идеи развития
Военное назначение, впрочем, среди используемых вариантов "Венковала", преобладало. Основным из них являлась штурмовая машина, которая использовалась для прорыва вражеских линий обороны.
Вооружение автор особое не расписывал, но с учетом габаритов "Венковала", оно ему было и не нужно. Он был сам по себе оружием, давя всё на своём пути. Кстати, это вполне себе распространенная идея среди тех, кто занимался изобретением шаротанков.
Помимо этого, "Венковал" можно было использовать как самоходную мину, набив до отказа взрывчаткой и отправив его, управляя им по радио, в сторону противника.
Продумывался и "обтекатель"
Помимо такого использования, Венков предлагал своё изобретение как средство доставки десанта, причем не только сухопутного, но и морского. Также "Венковал" предполагалось применять и как средство борьбы с минами, причем и как морской тральщик.
Заготовленные заранее корпуса могли использоваться как склады и убежища. Самое главное, что "Венковал" предполагался двойного назначения. То есть военное время он давит противника, а в мирное используется как транспорт и для иных не военных целей. Мирный советский трактор отдыхает...
Траншеекопатель, он же копатель каналов
Надо сказать, что автор изобретения отдавал себе отчет, что у него есть не более чем концепция. В конце письма он указывал не только наиболее подходящую структуру для строительства "Венковала" (ей стал "Метрострой"), но и указывал - это концепция.
Если идея была интересной, то Венков просил прислать ему современные технологические справочники. Их он в местных библиотеках не нашел.
Впрочем, вполне очевидно, что данная идея (как и самолет со схожим движителем) наверху никого не заинтересовали. Что для мирной жизни, что для военных целей, данный аппарат не годился.
Движитель для самолета
Напоследок стоит отметить, что "Венковал", уже после войны, стал предметом изучения со стороны отдела изобретений ГБТУ КА. Об этом говорит эскиз, подготовленный уже после окончания войны. Видимо, всё же оригинальность идеи кого-то заинтересовала.