Кадр отдельный
- Почему ты не работаешь с фотографом N? – спросила меня коллега.
- Он не очень внимательный, - ответила я.
Обычно фотографы стараются добавить нашей суровой действительности красоты, но наш дорогой N – пусть будет Николай – не ищет легких путей. Он добавляет трэша. Не специально, потому что деньги ему платят за эстетику, а не за шок-контент. Но трэш, видимо, идет с ним в комплекте. Женщины, узнав, что снимать их будет Коля, обычно сразу плачут и прощаются с родными. Другой фотограф однажды сделал красивую съемку барышни, когда по соседству загорелся деревянный дом. Тот фотограф поставил свою модель с поправкой на ветер, зевак, работающих пожарных и общий хаос таким образом, чтобы пожарища было не видно, а дым добавлял атмосферы. Коленька поставил бы модель так, чтобы пожарным было удобнее сбивать ее из брандспойта.
Или вот снимали для юбилейного альбома одного ведомства. Вроде до начала съемок царила весна, сирень колосилась, солнышко улыбалось, сотрудники ведомства смотрели в кадр радостно и открыто. А глянули получившиеся у Коли кадры: небо хмурое, деревья погрызены долгоносиком, люди маньяки, на асфальте насрано, на заднем плане бомж жрет голубя. Поэтому в тот период, когда наша организация работала с ним, я постоянно торчала на съемках и следила, чтобы в объектив не попало какое-нибудь непотребство. Фотошоп, конечно, может поправить многое, но в случае с Колей дизайнеры просто зверели от обилия мелочей, которые предстояло уничтожить.
Например, нужно Коле снять супружескую пару в осеннем парке. Можно было ставить квартиру против жеваной жвачки, что в кадре будут заполненные мусором урны, и он выберет наименее живописный угол парка, с каким-нибудь покосившимся забором и асфальтом, уделанным птичьими экскрементами. Хотя отойди на пять шагов вправо – и там чистая дорожка, и в кадр попадает церковь или клумба. Коля приносил фото, на которых у людей ветер поднимает волосы, как петушиный гребень, а край воротника забился внутрь или скособочился, штанина завернулась, карман, наоборот, вывернулся. И дизайнеры приглаживают волосы, дорисовывают воротники, застегивают ширинки, пару раз приделывали зубы. Хотя у моделей все это было в наличии, Коля снимал так, будто зубов нет. Но его, видимо, все устраивало, потому что он клялся, что выбрал лучшие дубли.
Если у модели тяжелая нижняя часть лица, Коля будет хотеть снимать ее непременно снизу, чтобы челюсть была из серии «пасть закрой, мебель поцарапаешь». А когда снимали спортсменов с массивными торсами и коротковатыми ногами, Коля выбрал ракурс сверху, и все наши качки обрели мультяшные пропорции, когда ножки едва-едва виднеются из-под мускулистых пупков.
Один раз дизайнер Ваня орал на Колю матом, потому что в течение всей съемки наш объект – пожилой мужчина – позировал с грязным пакетом из супермаркета, намотанным на руку. Николаю не пришло в голову попросить человека отложить пакет и поклясться, что никто не украдет оттуда бутылку кефира и полбатона. Его не смущало, что на некоторых кадрах объект указывает на что-то рукой с пакетом. Попозировав, объект уехал из региона, а проект, для которого он снимался, мы должны были вскоре сдать, и переснять не получалось. Ваня убирал со всех кадров пакет, дорисовывал ладонь с пальцами в нужном положении и мне пропылесосил всю голову, чтобы я больше никогда, никогда не бросала Колю одного на съемках.
Когда наша совместная работа закончилась, я выдохнула. Меня часто просят порекомендовать фотографа, и Колю я, естественно, никогда не рекомендовала. И вот общая знакомая спросила, почему. Я не использовала слов «профнепригодность», «руки из жопы», «долбится в глаза» и так далее. Просто сказала, что он не очень внимательный, и наша организация теперь работает с другими. Я вообще уже давненько стараюсь людей характеризовать сдержанно. Дается тяжело, но иначе меня просто прибьют когда-нибудь.
- Но он честный? – уточнила знакомая. – Можно с ним работать без договора, он не кинет?
- Мы работаем только по договору, но, думаю, не кинет. Но я бы тебе советовала взять Сергея или Александра, или Яну.
- Ой, ну мы с Сергеем как-то не сработались в прошлый раз, а Александр и Яна берут дорого.
Ну как знаешь. Прошло недели три. И я узнаю, что знакомая клеймит меня, где только можно: я ее не предупредила, что мягкий вежливый Коля настолько невнимательный, даже не видит, что у него глянцевые томные богини выглядят как проститутки, прибежавшие из-под клиента и не успевшие причесаться. Женщины рыдают и отказываются давать разрешение на использование этих фото. А вот наглый и невоспитанный Сергей, с которым мало кто может сработаться, офигенен. Ты долго потом будешь корчиться от его манеры общения, но кадры он пришлет идеальные – ровно под твои задачи. Он даже пьяный корпоратив снимет так, будто это звездная вечеринка. Жизнь несправедлива и дары свои распределяет рандомно. Я лично смирилась.